Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9

Адрес456011, Российская Федерация, Челябинская область, город Аша, Фрунзе, 34

Контакты администрации +7(351)592-04-12 9mou@mail.ru

Региональная инновационная площадка

Региональная  инновационная площадка по направлению "Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения"

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНА (видеоролик)

 

1.pngИнновационная площадка - это метод построения инновационного образования, обновление самой практики, который ведет к изменению окружающего социума, основанный на изучении закономерностей инновационного развития посредством моделирования его существенных условий. Инновационная площадка – это форма «выращивания» определенных человеческих способностей в условиях их проектирования.

Работа нашей организации как региональной инновационной площадки началась в 2015-2016 учебном году. 

В качестве цели своей деятельности мы определили создание системы условий для организации профессионального обучения школьников на основе сетевого взаимодействия школы, производства, организаций города. Нами заключено трехстореннее соглашение о сотрудничестве ПАО «Ашинский металлургический завод» и Управлением образования в Ашинском муниципальном районе, в рамках реализации дополнительных предпрофессиональных программ рабочих и служащих по профессиям, востребованным в регионе: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Токарь».           

С 2016 учебного года школа работает по программам, разработанным по новым профессиональным стандартам совместно с Челябинским институтом развития профессионального образования. Обновилось содержание профессионального обучения по профессиям: «Чертежник», «Оператор ЭВиВМ»,  «Кондитер», «Столяр строительный», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Секретарь руководителя», «Портной», «Няня». В содержание программ включены вопросы, отражающие современные требования к данным профессиям.

В практику были введены программы агропромышленной направленности: «Овощевод (с элементами цветоводства)» и «Кроликовод», заключено соглашение о сотрудничестве с школой-интернат № 5 г. Аши о профессиональном обучении воспитанников этой школы.

Кроме того, ресурс нашего учреждения активно используется в рамках деятельности образовательного технопарка РОСТ и при развитии профессиональных компетенций педагогов в рамках проекта поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

На 2018 год, не отклоняясь от намеченных целей – подготовка квалифицированных кадров для региона, мы планируем ввести в образовательную среду современные технологии, которые позволят разнообразить педагогический инструментарий для создания еще больших вариаций образовательного процесса, выявить скрытые таланты и усовершенствовать технические и изыскательные навыки учащихся, подготовить еще более социальноприспособленного выпускника! Этому способствует усовершенствованная материально-техническая база нашего учреждения. Появились современные деревообрабатывающие станки с числовым программным управлением, новейшая лаборатория 3-D моделирования и прототипирования, современное промышленное оборудования для обучения детей кондитерскому и портняжному мастерству, новинка в растениеводстве – климатический шкаф с настраиваемым температурным режимом и поддержанием влажности воздуха. Все эти новинки современного производства будут активно внедряться в учебный процесс профессионального обучения.

С введением инновационных педагогических технологий школа продолжает функционировать на 2018 год региональной инновационной площадкой.

Результаты деятельности региональной инновационной площадки, функционирующей на базе МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)»  в 2019 году

1.jpg

Идея нашего проекта заключалась в предоставлении обучающимся старшей школы возможности успешной социализации и трудоустройства в Ашинском муниципальном районе и Челябинской области посредством освоения содержания основной образовательной программы среднего общего образования, интегрированной с программами профессионального обучения по  профессиям рабочих, должностям служащих «Оператор ЭВиВМ» и «Лаборант химического анализа».

2.jpg

Целями нашей работы с этом календарном году были разработка и реализация основной образовательной программы среднего общего образования, интегрированной с программами профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих «Оператор ЭВиВМ» и «Лаборант химического анализа». Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи, которые вы видите на слайде

Результатами реализации проекта на сегодняшний день мы можем назвать следующие. Наличие у школы лицензии на осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ профессионального обучения дало основание для разработки и утверждения программ профессионального обучения по профессиям «Оператор ЭВиВМ» и «Лаборант химического анализа» (с этими программами вы можете познакомиться на нашем сайте). При выборе профессий для интеграции в основную образовательную программу среднего общего образования школы, конечно, в первую очередь, необходимо было проанализировать ситуацию в муниципалитете. Подобную информацию мы взяли в Центре занятости населения, где осуществляется анализ статистических данных, отражающих востребованность тех или иных профессий, а также есть информация о вакансиях. Также мы провели анализ вакансий, имеющихся на градообразующих предприятиях города Аши. Второй фактор, который нам пришлось учесть при выборе профессий – это наличие в школе кадров, способных реализовать содержание профессионального обучения. Проанализировать возможность повышения квалификации педагогов. Ну и, конечно, нужно было задуматься о материально-технической базе, которая будет сопровождать профессиональное обучение старшеклассников. Со всеми этими задачами на сегодняшний день мы успешно справились.

3.jpg

Интеграция содержания среднего общего образования и профессионального обучения подразумевала разработку и утверждение соответствующей основной образовательной программы среднего общего образования. Безусловно, мы разрабатывали ее на основе ФГОС среднего общего образования; с учетом профессиональных стандартов выбранных профессий. Это позволило на предоставить обучающимся возможность для самореализации (учебной, профессиональной, социальной). Позвольте остановиться на особенностях разработанной нами образовательной программы.

4.jpg

Понимая, что учебный план выступает ключевым организационным механизмом реализации разработанной нами образовательной программы, учебный план среднего общего образования универсального профиля включает 3 варианта реализации. (Вариант 1) Учебный план содержит 2 учебных предмета на углубленном уровне изучения: математика (6 часов), русский язык (4 часа). (Вариант 2) математика (6 часов), физика (5 часов)

В рамках реализации учебного плана (Вариант 1, 2), предусмотрена интеграция содержания среднего общего образования и профессионального обучения через реализацию элективных курсов «Оператор ЭВиВМ с умением составления программ для станков с программным управлением», «Лаборант химического анализа», «Проектные технологии жизненного самоопределения» обязательных для изучения.

В случае отказа обучающегося обучаться по такой интегрированной программе предусмотрена реализация 3-го варианта учебного плана, т. е. выполнение обучающимися индивидуального проекта в рамках элективного курса «Проектные технологии жизненного самоопределения».

Промежуточная аттестация в 10-11 классах осуществляется в период на 30-й учебной неделе без прекращения образовательной деятельности в форме диагностических работ, тестирования по учебным предметам учебного плана.

Благодаря внедренной практике, все результаты по заявленному плану работы, стали измеримы и очевидно их влияние на совершенствование предметных, личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися.

Конечно, подобный проект предусматривает максимальную включённость родительской общественности в реализации ООП СОО, интегрированной с программами профессионального обучения. Выбор  варианта учебного плана, пути профессионального обучения, возможности прохождения производственной практики, все это происходит в согласовании с родителями наших обучающихся и непременно с их помощью, поскольку сами родители в большинстве своем являются работниками тех предприятий, с которыми составлены соглашения о сотрудничестве.

5.jpg

Элективные курсы обеспечены необходимым комплексом нормативных и программно-методических материалов, определяющих содержание профессионального обучения, организацию и оценку результатов подготовки обучающихся. Трудоёмкость обучения по таким элективным курсам составляет 280 часов, включая производственную практику.

Производственная практика включает два этапа учебного процесса: 1) производственное обучение в условиях производства, где ребята отрабатывают умения и навыки выполнения трудовых операций и трудовых процессов, которые невозможно или нецелесообразно осваивать в учебных мастерских; 2) и специализация учащихся на выполнении определенных видов производственных работ, необходимых для выполнения практической части итогового проекта.

Для осуществления практики преподаватели разрабатывают график практики, программу, проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности, несут ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Учет учебного времени и выполненной работы во время производственной практики, ведется учителями в электронном журнале в рамках календарно-тематического плана. Образовательный процесс построен таким образом, что планируемые результаты программ элективных курсов согласованы с планируемыми результатами программ профессионального обучения. Все квалификационные знания умения и навыки, требуемые стандартами выбранных профессий, заложены в предметные результаты освоения интегрированных элективных курсов образовательной программы.

6.jpg

Промежуточные результаты реализации проекта обеспечивают формирование, совершенствование, развитие образовательных результатов обучающихся. Модель интеграции образовательной и профессиональной программ осуществляется не только на занятиях элективных курсов, но и проявляется в различных формах работы, реализуемых на уроках через межпредметные и междисциплинарные связи, единство теоретических и практических занятий, проведение бинарных занятий. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе внеурочная деятельность. Вариативность содержания внеурочной       деятельности определена профилем обучения: универсальный.

7.jpg

Разработаны и утверждены локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности по реализации интегрированной основной образовательной программы среднего общего образования и программ профессионального обучения.

На слайде представлены разработанная и действующая локальная нормативная база, обеспечивающая реализацию образовательной программы, интегрированной с программами профессионального обучения.

Также были внесены изменения в положение о профессиональном обучении.

8.jpg

Школа использует весь спектр возможностей для распространения результатов реализации проекта, полученных в 2019 году и представления опыта инновационной деятельности в средствах массовой информации:

  • Проведен вебинар для 70 педагогических и руководящих работников
  • Проведен семинар для 34 представителей родительской общественности.
  • Опыт интеграции содержания среднего общего образования и профессионального обучения транслирован в рамках межмуниципальной августовской конференции в Катав – Ивановском районе.

Опыт работы был также представлен и в виде публикаций:

- Информация о ходе и результатах инновационной работы отражена на официальном сайте школы № 9 в режиме её актуального состояния, на сайте УО Ашинского муниципального района и сайте ЧИППКРО. Кроме этого, публикуются статьи о реализации проекта в школьной газете «Девяточка»

- Подготовлена и опубликована статья в сборнике материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции, раскрывающая опыт работы РИП в 2019 году.

Разработан практико-ориентированный методический продукт: алгоритм разработки учебного плана среднего общего образования, содержание и организационные механизмы реализации которого отражают идею интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и программ профессионального обучения.

9.jpg

Таким образом, кардинально преобразовывается и обогащается существующая традиционная практика реализации образовательной программы, дополнительных программ профессионального обучения, осуществления профориентационной работы. Проявляется особая значимость полученных промежуточных результатов проекта для региональной образовательной системы и Ашинского муниципального района:        

- эффективно расширяются границы целостного представления обучающихся взаимосвязи теории и практики, ресурсах малой родины,

- позволяет применить теоретические знания при решении практических задач в бытовых и профессиональных ситуациях;

-  совершенствуется и реализуется в практике профессиональная ориентация обучающихся, их подготовка по профессиям, востребованным в регионе;

- происходит усиление практики по предметам учебного плана: физики, химии, информатики и ИКТ.

-совершенствуется материально-техническая база учреждения;

-повышается квалификация педагогического состава.

Старшеклассник, успешно прошедший обучение в 10 и 11 классе по данным элективным курсам и по собственному желанию сдавший дополнительные квалификационные испытания будет готов к профессиональной деятельности в организациях различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовых форм в качестве оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин с элементами программирования станков с программным управлением или в качестве лаборанта химического анализа.

Достижение представляемых результатов проекта технологично и позволяет использовать данную практику в иных образовательных организациях без значительных трансформаций. Вариации выбора могут быть в выбираемых профессиях. Это во многом должна определять потребность региона, где находится образовательное учреждение. А в остальном, опыт может быть полностью использован любым общеобразовательным учреждением.

10.jpg

Какие мы видим перспективы реализации проекта…

В 2020 году запланированы стажировки для руководящих и педагогических работников. Также будут подготовлены 2 публикации в научных журналах, индексируемых в российской базе данных научного цитирования, в том числе из перечня ВАК. Дальнейший вектор развития нашего проекта таковы: наши обучающиеся будут осваивать выбранные образовательные программы и выходя из школы будут социально-защищенными, конкурентноспособными, инициативными молодыми специалистами. И не важно, какой путь они выберут: поступить в ВУЗ и продолжить обучение или пойти работать и повышать квалификацию на производстве, в любом случае это будет востребованное поколение молодых специалистов, которых ждут на наших заводах и предприятиях.

А школа всегда будет идти в ногу со временем: будут меняться дети, будут меняться потребности нашего общества и будут меняться профессии. А тот опыт, который приобрела школа, станет надежной опорой для наших выпускников, для нашей малой и великой Родины.

Стажировка на базе МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением) 10 и 11 июня 2020 года

11.06.2020

10 июня 2020 года в школе № 9 города Аши началась стажировка для руководящих и педагогических работников Челябинской области по теме «Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования с программами профессионального обучения»

Читать далее

Региональная инновационная площадка на базе школы № 9 г Аши продолжает работу в новом учебном году

04.10.2019

О проведении вебинара «Технологические аспекты разработки основной образовательной программы среднего общего образования интегрированной с основной программой профессионального обучения по профессии рабочего/ должности служащего (на примере профессии лаборант химического анализа)»

Читать далее

Соглашения о сотрудничестве

07.06.2019

Соглашение о сотрудничестве с МКОУ "СОШ № 1" г.

Читать далее

Практика деятельности региональной инновационной площадки получила признание на федеральном уровне

23.11.2018

Деятельность региональной инновационной площадки – МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением» получила признание на федеральном уровне.

Читать далее