Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9

Адрес456011, Российская Федерация, Челябинская область, город Аша, Фрунзе, 34

Контакты администрации +7(351)592-04-12 9mou@mail.ru

Литература

Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий  : пятница, среда.  В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения. Прошу присылать ответы на домашние на мой адрес электронной почты  kirikovaelen@gmail.com Чтобы решение не потерялось, указывайте в теме письма предмет, класс и Фамилию ученика.

08.04  Тема; Роль личности в истории. Образ Кутузова и Наполеона  в романе "Война и мир" Л.Н.Толстого  

 

Лев Толстой многократно напоминает: Кутузов удерживал своих солдат от кровопролитных сражений, всячески старался избежать гибели армии, даже ценой сдачи Москвы. Для главнокомандующего война есть бедствием всенародным, его участь – помочь народу выжить, освободиться от участи терпеть на своей земле иностранного завоевателя.

Наполеон одержим войной, видит себя ключевой фигурой истории, изменившей карту мира в прямом значении этих слов. Осматривая Бородинское поле, усеянное трупами солдат обеих армий, император восхищается смертельным видом раненного Болконского.

Причина победы России в Отечественной войне 1812 года кроется в единении государства и народа. Каждого человека, будь то крестьянин или дворянин, Лев Толстой показывает малозначительной песчинкой общества. Как только люди объединяются в едином историческом процессе, их сила увеличивается многократно, превращается в победоносную волну, сметающую на своем пути любую кампанию, начатую злым гением. Кутузов любил свой народ и ценил его патриотическую мощь, естественную волю к свободе.

Д.З.чит. 2-3 том ,см фильм "Война и мир" часть (серия) "1812год",заполни таблицу Кутузов и Наполеон   (ИСПОЛЬЗУЯ ДАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ)

10.04. Заключительный урок по роману Л.Н.Толстого  "Война и мир".Уроки человечеству,

Выполните тесты

.Затем выберите тему сочинения и приступайте к написанию

Тесты по роману Л. Н Толстого «Война и мир»

  1. Даты жизни Л.Н. Толстого:

А) 1802- 1872

Б) 1828- 19 10

В) 1846- 1900

  1. Жанр романа «Война и мир

А) трилогия

Б) рассказ

В) эпопея

3,Л. Толстой написал автобиографическую трилогию:

А) «Детство» , «Отрочество» , «Юность» ;

Б) «Детство» , «Мои университеты» , «В людях»;

4,Действие романа происходит во времена правления:

А) Александра 2

Б)  Николая 2

В) Александра 1

Г) Екатерины 2

5,   Капитан Тимохин – герой:

     А) Бородинской битвы;

Б) Аустерлицкого сражения;

В) Шенграбенского сражения;

6. О ком говорит А.П.Шерер ( «Надеюсь , что здесь его никто не примет , несмотря на его богатство» ) и княжна Марья ( «Мне казалось , что у него всегда было прекрасное сердце» ):

а) о Кутузове;

б) об А. Болконском

в) о П. Безухове.

7,  Имение Ростовых – это:

А) Богучарово

Б) Торжок

В) Отрадное

8,24 августа был учреждён партизанский отряд им руководил:

а) Долохов

б) Давыдов        в) Денисов.

9, «Она привыкла и любила жертвовать собой»:

а) Соня      б) княжна Марья     в) А. М. Друбецкая    г) Наташа

10. Тихон Щербатый – один из героев :

а) Аустерлица    б)Шенграбена     в) Бородинской битвы   г) партизанской войны

11. Петю Ростова убило:

а) осколком гранаты     б) был зарублен шашкой       в) пулей в голову

12. Пьер Безухов вызвал на дуэль :

а) Курагина    б) Долохова     в) Денисова

13 Получив согласие Наташи, А. Болконский понял , что любовь к женщине для него это :

а) страсть     б) ответственность      в) ничто

Темы сочинений по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

(на выбор)

       ,   Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в           жизни…»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?

  • Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?

  • Путь к самому себе: взлёты и падения.

  • Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?

  • Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю?
  •  
  • 15.04. ТЕМА: А.П ЧЕХОВ .РАССКАЗЫ И ДРАМАТУРГИЯ.
  •  

Художественные   особенности рассказов  А.П.Чехова                                             Прочитать рассказы "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник"

Задание:прочитать биографию Чехова,трилогию рассказов "Ионыч", "Крыжовник", "Человек в футляре",

выполнить тест,ответить на вопросы

Тест по творчеству А.П.Чехова

1. Укажите годы жизни А.П.Чехова:

а) 1824 – 1890    б) 1860 – 1904    в) 1854 – 1902      г) 1814 -1841

2. В каком городе родился А.П.Чехов:

а) Петербург      б) Москва           в) Киев                  г) Таганрог

3. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов:

а) дворяне          б) разночинцы    в) купцы               г) крестьяне

4.  Кем был А. П. Чехов по профессии? 
а) Инженером   б) Врачом            в) Учителем         г) Биологом   д) Химиком

5. Назовите журнал, первым напечатавшим рассказы Чехова:

а) «Стрекоза»   б) «Современник»  в) «Отечественные записки»  

г) «Осколки»

6. Первые произведения А.П. Чехова публикуются под псевдонимами. Всего известно около 50 чеховских псевдонимов. Какой из перечисленных псевдонимов не принадлежит А.П.Чехову?

а) Человек без селезенки

б) Брат моего брата

в) Балдастов

г) Алов

7. В 1890 году А.П. Чехов едет на Сахалин, проводит огромную работу по переписи и обследованию каторжного населения. Результатами поездки стала книга о Сахалине. Как она называлась?

а) «Рассказ неизвестного человека»  

б) «Остров Сахалин»

в) «В ссылке»  

г) «Убийство»

8. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»? 
а) «Ионыч», «Душечка», «Попрыгунья»
б) «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Тоска»
в) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
г) «Ионыч», «Крыжовник», «Дама с собачкой»

9. Какой герой А. П. Чехова «был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую осеннюю погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»?
а) Старцев («Ионыч»)                                   б) Алехин («О любви»)
в) Беликов («Человек в футляре»)               г) Иван Иванович («Крыжовник»)

10. «Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых 15 лет! Да что гимназию? Весь город!» Назовите фамилию этого героя рассказа А. П. Чехова.
а) Коваленко («Человек в футляре»)      б) Старцев («Ионыч»)
в) Буркин («Человек в футляре»)            г) Беликов («Человек в футляре»)

11. Беликов из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» был учителем
а) Греческого языка                                 б) Латинского языка  

в) Математики                                          г) Русского языка и литературы

12. В каком рассказе А.П.Чехов напоминает о том, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастье:

А) «Крыжовник»                                      б) «Душечка»  

в) «Человек в Футляре»                           г) «Дом с мезонином»

13. Кто из героев рассказа А. П. Чехова «постарел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и гляди, хрюкнет в одеяло»?
а) Иван Иванович («Крыжовник»)        б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Буркин («Человек в футляре»)            г) Алехин («О любви»)

 

14. «Недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк». Кто этот герой А. П. Чехова?
а) Иван Иванович («Крыжовник»)        б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Алехин («О любви»)                           г) Беликов («Человек в футляре»)

15. Как называется рассказ А. П. Чехова, герой которого из молодого, энергичного, подающего надежды врача превращается в толстого, жадного обывателя и стяжателя?
а) «Крыжовник»                                     б) «Человек в футляре»
в) «Попрыгунья»                                     г) «Ионыч»

16. Как вы думаете, что значит «беликовщина» в социальном плане? Отметьте то, с чем вы не согласны или считаете неправильным:

1) всеобщий страх           2)всеобщая трусость          3) порядочность  

4) скромность                  5) тормоз прогресса            6) житейское болото,  которое затягивает17. Дайте верное определение юмора:

  1. один из способов изображения жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического
  2. один из способов изображения жизни, отличающийся  резким неприятием изображаемого, выраженного в злой насмешке
  3. один из способов изображения жизни, не отвергающий комических сторон ее. В нем о серьезном говорится с усмешкой.

 

18. Контрольные вопросы по рассказу «Ионыч»

1. Как звали Старцева?

2. Где поселился Старцев после назначения на должность?

3. Какая семья в городе считалась самой «образованной и талантливой»?

4.  Как звали Котика?

5. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?

6. Как звали кучера Старцева и как он был одет?

7. Кто в своей речи употреблял слова «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте, пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?

8. Где назначила свидание Старцеву Котик?

9. Почему Екатерина Ивановна не приняла предложение Старцева?

10. Сколько у Ионыча домов в городе, и какой по счету дом он себе присматривает?

11. Куда уезжает лечиться каждую осень Котик со своей матерью?

12. Какое прозвище появилось у Дмитрия Ионыча Старцева?

13.Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев превращается в Ионыча – «языческое божество»?

1) «среда заела»

2) в этом его собственная вина

3) неспешный, неостановимый ход времени

4) Екатерина Ивановна

!!!Сдайте тест по рассказам Чехова,кто не сдал, и сочинение по роману "Война и мир" (темы даны чуть выше)

17.04. А.П. Чехов. Пьеса " Вишневый Сад". Лирическая комедия   или  драма?

Прочитать пьесу. Обратите внимание на авторские ремарки и символы в произведении.

Выполните задания на соответствие ( смотри ниже)

 

 

 

О  чем пьеса? Главные герои и время. ("Вся Россия  - наш сад")

Прошлое

Настоящее

Будущее

Гаев и Раневская

Лопахин

Петя Трофимов и Аня

Любят сад, это их воспоминания о детстве и юности. Понимают его поэтическую красоту, не способны представить его предметом торга. Тяжело переносят потерю сада, однако ничего не могут сделать для его спасения, поскольку всегда жили за счёт чужого труда. Потеря сада – закономерный итог всей их прошлой жизни.

Гордится приобретением имения, в котором его «отец и дед были рабами», но сад для него лишь имущество и способ преумножения капитала. Он не чувствует его поэтической красоты, эстетической и духовной ценности. Покупка сада не делает Лопахина счастливым и не прибавляет в его жизнь смысла. Ради выгоды он вырубает сад.

Понимают, что старый сад не вернуть и нужно «насадить новый сад». Петя, безусловно, прав в своих рассуждениях о неустроенности старой жизни, но в нём нет личной силы, он «вечный студент» и «облезлый барин», не такие люди овладевают жизнью и становятся творцами её. Аня же молода и неопытна, совсем не знает жизни.

Выполните задания на соответствие.

1. Установите соответствие между персонажами и их статусом.
ПЕРСОНАЖИ СТАТУС
А) Раневская
Б) Шарлотта
В) Дуняша
Г) Лопахин
Д) Трофимов
Е) Фирс
Ж) Епиходов
1) помещик(-ца)
2) купец (купчиха)
3) студент(-ка)
4) горничная
5) лакей
6) гувернантка
7) конторщик
8) начальник станции
9) почтовый чиновник

2. Какие планы по спасению вишнѐвого сада предлагают герои пьесы?
Установите соответствие между персонажами и их планами.
ПЕРСОНАЖИ ПЛАНЫ
А) Раневская
Б) Гаев
В) Лопахин
1) посмотреть на судьбу вишнѐвого сада с практической
точки зрения: «разбить вишнѐвый сад на дачные участки
и отдавать потом в аренду под дачи» - чтобы иметь
«самое малое двадцать пять тысяч в год дохода»
2) коренным образом изменить сам уклад устоявшейся
жизни: раньше «в деревне были господа и мужики, а
теперь появились ещѐ дачники»
3) отказаться от «практического варианта» по причинам
духовного порядка: «Дачи и дачники – это так
пошло…»
4) занять позицию «немотивированного ожидания»
(В.В. Гульченко) – обратиться за денежной помощью к
ярославской тѐтушке, выдать Аню замуж за хорошего
человека, устроить заѐм под векселя, чтобы заплатить
проценты в банк, познакомиться «с одним генералом»,
который может дать проценты под вексель и т.д

3. Что собираются делать персонажи пьесы после продажи имения?
ПЕРСОНАЖИ НАМЕРЕНИЯ
А) Раневская
Б) Гаев
В) Лопахин
Г) Трофимов
Д) Варя
Е) Аня
Ж) Шарлотта
1) поедет в Москву
2) поедет в Париж
3) поедет в Харьков
4) поедет в Петербург
5) собирается служить в банке
6) собирается в экономки к Рагулиным
7) собирается перейти от Гаева на другое «место»
8) собирается выдержать экзамен в гимназии, а
потом работать
9) собирается выйти замуж за Лопахина

 22.04.ЧЕХОВ И ТЕАТР.  ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ.

ПОЧЕМУ  ВО  ВСЕХ ТЕАТРАХ МИРА ТАК ПОПУЛЯРНЫ ПЬЕСЫ  ЧЕХОВА? В ЧЕМ  ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЕГО НОВАТОРСТВО В ДРАМАТУРГИИ? ПРОЧТИТЕ ДРАМУ "ЧАЙКА"

 

Драматургия Чехова представляет собой пьесы, которые положили начало новому направлению в отечественной и мировой литературе. Это направление принято называть психолого-ориентированной драмой, когда на первый план в произведении выходят переживания героев, а не внешние коллизии.

Драматические произведения Чехова. Рождение нового жанра. Пьеса «Чайка»

Чехов был уже известным писателем, когда заявил себя еще и как драматург. Публика поначалу ждала от него юмористических произведений, сродни его коротеньким рассказам. Однако писатель обратился к темам серьезным и животрепещущим.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

1.ПОЧЕМУ СОВРЕМЕНЕН ЧЕХОВ?

2.НАД КЕМ И НАД ЧЕМ СМЕЕТСЯ ЧЕХОВ?

3.ОЧЕРК О ЖИЗНИ И ЛИЧНОСТИ А.П.ЧЕХОВА.

 24. 04. Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. "Очарованный странник", "Леди Макбет Мценского уезда"

 Особенности творчества

Задание: прочитать прочитать повесть Н,С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", написать краткий рассказ о жизни и творчестве Лескова. (см. фильм 1989 — Леди Макбет Мценского уезда, режиссёр Роман Балаян, в ролях Наталья Андрейченко (Катерина Измайлова), Александр Абдулов (Сергей), https://ok.ru/video/338673273555?fromTime=2909  )

Сам Лесков называл свою повесть историей мрачной, в строгих тонах выдержанным этюдом о сильном и страстном женском характере. Повесть должна была стать началом цикла о характерах русских женщин.

 

29.04. Повесть Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" - драма  о любви или ...

ПРОЧИТАТЬ ПОВЕСТЬ (ОЧЕРК), ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ (ЛУЧШЕ РЕЖИССЕРА  БАЛАЯНА - 2006г)

ПОЧЕМУ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ ?

Макбет – шотландский король. Натура жестокая, несущая смерть. “Когда я писал, я оглядывался”. Лесков вспоминает “Макбета” Шекспира. Значит, поднимался до классических высот. А затем идет “… Мценского уезда”. Мценский уезд – российская глубинка, провинция, дыра дырой. Вечные лесковские контрасты.

Вопрос: – Что здесь общего?Катерина Измайлова — весьма сложный образ. Несмотря на бессчетные преступления, её нельзя считать исключительно отрицательным персонажем.. Все злодеяния были совершены Катериной ради любви, лишь в ней она видела спасение от той кошмарной жизни, которую наполняли лишь малодушие и скука. Это страстная, сильная и одаренная натура, которая, к сожалению, раскрылась лишь в преступлении. В то же время мы можем отметить ведомость, жестокость и беспринципность женщины, которая подняла руку даже на ребенка.Николай Семёнович Лесков Загадка женской души «Леди Макбет Мценского уезда»

Задание: Выполните тест по произведению

Тест

на проверку знания текста содержания произведения

«Леди Макбет Мценского уезда»

 

I. Указать фамилию главной героини произведения

  1. Изрекова

  2. Измайлова

  3. Извекова.
    2. Указать, сколько убийств совершила Катерина Львовна

  1. 4

  2. 3

  3. 2

3. Указать, кому принадлежат слова:

«Пришёл к вам, Катерина Львовна, попросить, нет ли у вас какой-нибудь книжечки почитать»

  1. Кухарка

  2. Сергей

  3. Машинист.

    4. Указать, кто из героев был убит таким образом:

  1. «Поел… на ночь грибков с кашицей, и началась у него изжога; вдруг схватило под ложечкой; рвоты страшные поднялись, и к утру он умер»

  2. «… сел на хозяина, придавил обе его руки коленами… застонал и уронил голову. По виску и щеке … тоненьким шнурочком бежала алая кровь»

  3. «… взял … за ноги и за руки, а Катерина Львовна одним движением закрыла личико страдальца большою пуховою подушкою, а сама навалилась на неё своей… грудью»

а) Федя

б) Борис Тимофеевич

в) Зиновий Борисович

5. Указать, как раскрылась цепь преступлений Катерины Львовны

  1. Катерина Львовна вечером не пошла в церковь

  2. После раскрытия её связи с Сергеем

  3. Машинист крикнул: «Братцы мои, голубчики! душат кого-то здесь, душат! »

6. Указать, как вёл себя на допросах Сергей

1. отказался от участия в убийствах

2.Чистосердечно признался

7. Указать, что ответила Катерина Львовна на вопрос, зачем она убивала

  1. «Мечтала о наследстве»

  2. «Для него»

  3. «Не любила »

8. Определить, какое наказание определил суд убийцам

  1. Пожизненное наказание

  2. Ссылка на север

  3. Каторжные работы.

9. Указать, кто такая Сонетка

  1. Арестантка

  2. Знакомая Катерины Львовна

  3. Работница в доме Катерины Львовна

10. Указать, почему Катерина Львовна решилась ещё на одно убийство

  1. От собственного бессилия

  2. От ненависти к людям

  3. От того, что Сергей теперь с Сонеткой.

11. Назвать двух героинь – участников этой сцены:

«…вдруг вся закачалась, не сводя глаз с тёмной волны, схватила … за ноги и одним махом перекинулась с него за борт парома»

  1. Катерина Львовна – Фаина

  2. Катерина Львовна – Сонетка.

    06.05. Тема: У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»). Задание: Прочитайте повесть Б.Васильева "А зори здесь тихие", посмотрите  и сравните фильмы 1972г.,режиссер С.Ростоцкий; 2015 г.,режиссер Р. Давлетьяров ( или китайскую экранизацию, 2005 г., режиссер Мао Вэйнин,но это сериал), Напишите отзыв на книгу или рецензию на фильм (любой из вышеперечисленных) ,отзыв можно писать по алану .данному ниже.

  3. Год написания – 1969 год.

    История создания – первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.

    Тема – подвиг женщин на войне.

    Композиция – повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.

    Жанр – повесть.

    Направление – реалистическая военная проза.

    Подробнее: https://obrazovaka.ru/sochinenie/a-zori-zdes-tihie/analiz-proizvedeniya-vasileva.html

  4.         ПЛАН
  1. В чем своеобразие характера каждой из пяти девушек – зенитчиц?
  2. Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?
  3. Какое представление о героизме и подвиге в Великой Отечественной войне дается в повести?
  4. Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора - повествователя?
  5. Когда и с какой целью Борис Васильев использует авторскую характеристику Васкова, отступление в его прошлое (гл. 5,6);  и в прошлое каждой из пяти девушек (гл.2,7,8,10,13)?
  6. Как раскрывается в повести проблема «Человек и обстоятельство»?
  7. Как вы понимаете название повести?
  8. Кому адресована повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»? Отвечая на этот вопрос, проанализируйте эпилог.

08.05 Зарубежная литература. Новеллы. Тонкости психологического анализа в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье».

Познакомьтесь с биографией писателя, с литературоведческим понятием новелла, прочтите новеллу "Ожерелье" (всего четыре листа),выполните тест. Как вы думаете о чем она, какие проблемы поднимает автор?

Теория. Что такое новелла?

По-своему, драматически, но предельно реалистически рисует жизнь в своих новеллах Мопассан! Нас интересует жизнь героев новеллы “Ожерелье”. Это удивительное по своей драматичности и глубине психологического надрыва произведение. Всего на четырех страницах автор сумел дать совершенную картину жизни семьи, жизни, захватывающей своей простотой и сложностью одновременно. Герои Мопассана обыкновенны, предсказуемы во многом, но глубоко реалистичны в своих амбициях, претензиях, желаниях. Они становятся заложниками злобного и безрассудного коварства жизни, которое сопровождает их на протяжении всего повествования.

О чем новелла "Ожерелье" ( "...жизнь,прожитая зря")?

Новелла "Ожерелье".Главные герои: Матильда (жена)  “У нёе не было ни туалетов, ни драгоценностей, ровно ничего”. А только это героиня и любила. Она чувствовала, что для этого создана. А ещё она хотела быть обольстительной, чтобы ей завидовали, и т.п. Господин Луазье (муж): он любил свою жену, а во-вторых, был реалистом. Он жил тем, что давала жизнь, умел быть счастливым, довольствуясь отмеренным)

Чем пришлось расплатиться семье Луазель за утерянную драгоценность (ожерелье богатой подруги,одолженной

для бала)

  Тест по новелле "Ожерелье"

1. В каком министерстве служил Лаузель?

2. Заменой чего служит женщинам красота?

3. Что объединяло Матильду с госпожой Форестье?

 

 

4. Куда был приглашён Лаузель с Матильдой?

5. На что Лаузель копил деньги, отданные жене?

6. Где Матильда взяла ожерелье?

7. Куда переехали супруги после того, как взяли долг?

8. Сколько времени понадобилось супругам, чтобы отдать долг?

9. Что Матильда сказала госпоже Форестье об ожерелье?

10. Что узнала Матильда при встрече с госпожой Форестье в конце рассказа?

 
13.05.Г.Ибсен  пьеса  "Кукольный дом" ("Нора")
Прочитайте пьесу, ответьте на вопросы теста 

Центральная тема пьесы — положение женщины в обществе; современники восприняли драму как манифест феминизма. Однако проблематика «Кукольного дома» не исчерпывается «женским вопросом»: речь идет о свободе человеческой личности вообще. В пьесе компрометируется не столько «мужской мир», сколько общество 1870-х годов, его нормы и установки, мёртвые законы буржуазного мира.Пьеса Генрика Ибсена поднимает ряд важных проблем, которые не перестают быть актуальными и в наши дни: любовь, доверие, предательство, отношения внутри семьи. Семейная драма открывает Норе глаза на мир, и она решает круто изменить собственную жизнь.

В 2001 году ЮНЕСКО включило рукопись «Кукольного дома» в список «Память мира"

Тест. Генрик Ибсен  «Кукольный дом»

 

1.Пьеса Ибсена «Кукольный дом» по жанру является 

а)  социально-психологической драмой  б) романом     в)  сатирической комедией

2. В основе сюжета пьесы «кукольный дом» лежит разгадка

а) тайны будущего             б)  тайны прошлого     в) тайны настоящего

3. Нора виновата в том, что

а)подделала роспись отца на векселе    б) не любит мужа       в) не простила измены мужа

4. Установите последовательность раскрытия в тексте внутренней эволюции Норы

а) кукла – дочь     б) кукла-жена     в) человек – борец

5. Вы присутствуете на пресс-конференции с Г. Ибсеном. На вопрос, почему пьеса названа «кукольный дом», вы бы услышали следующий ответ:

а) потому что мир, в котором жила главная героиня Нора, был иллюзорным.

б) потому что так называется имение Хельмеров.

в) потому что для Норы кукольный дом был символом счастливой жизни.

6. Каковы взаимоотношения между Хельмером и Норой:

а) он ее горячо и самоотверженно любит

б) уважает как свою жену и мать своих детей

в) относится к Норы как владелец ценной игрушки

7.  Главный этический вопрос произведения «Кукольный дом» -

а) что такое любовь   б) что такое семейное счастье

в) как человеку быть самим собой

8. Почему счастье Норы иллюзорное:

а) она не любит мужа

б) она совершила преступление ради спасения Хельмера и ждет приближения катастрофы

в) она догадалась об измене Хельмера и поэтому страдает

9.Торвальд из произведения Г. Ибсена «Кукольный дом» говорил: «Почти все, кто рано ошибся в жизни, имели лживых ...»

а) мужчин    б) матерей       в) подруг

10. Писателем какой страны является Генрик Ибсен

а) Норвегии       б) Германии        в) Дании

15.05 Уральские поэты. Поэзия Людмилы Татьяничевой.

Напишите (кратко) рассказ о жизни и особенностях творчества Л.Татьяничевой.

Проанализируйте стихотворение "Урал" (дано ниже):

1.Тема стихотворения

2.Изобразительно - выразительные средства (тропы и стилистические фигуры)

Найдите в тексте: А)эпитеты Б)метафоры В)сравнения Г)олицетворения Д)восклицательные предложения Е)парцелляция Ж )анафора

МАЛАХИТ

Когда-то над хребтом Урала,                     
Солёной свежести полна,
С ветрами запросто играла
Морская вольная волна.
Ей было любо на просторе
С разбегу устремляться ввысь.
Отхлынуло, исчезло море,
И горы в небо поднялись.
Но своенравная природа
То море в памяти хранит:
В тяжёлых каменных породах
Волной играет малахит.
Он морем до краёв наполнен,
И кажется: слегка подуть —
Проснутся каменные волны
И морю вновь укажут путь.

1945

ГОРДЫЕ

Гордым легче.
Гордые не плачут
Ни от ран,
Ни от душевной боли.
На чужих дорогах не маячат.
О любви, как нищие, не молят.
Широко раскрылены их плечи,
Не гнетет их зависти короста..
Это правда —
Гордым в жизни легче,
Только гордым сделаться —
Не просто.

1961

20.05. Жизнь и творчество осетинского поэта Косты Хетагурова.

Задание:

 Кратко сообщение о жизни и творчестве Косты Хетагурова.


  • * * *
    Не верь, что я забыл родные наши горы,
    Густой, безоблачный, глубокий небосвод,
    Твои задумчиво-мечтательные взоры
    И бедный наш аул, и бедный наш народ.

    Нет, друг мой, никогда! Чем тягостней изгнанье,
    Чем дальше я от вас, чем бессердечней враг,
    Тем слаще и милей мне грезится свиданье
    Со всем, мне дорогим в родных моих горах.

    Не бойся за меня!— Я не способен к мщенью,
    Но злу противиться везде присуще мне,—
    Не бойся!— я и здесь не дамся обольщенью
    Красавиц, чуждых мне по крови и стране...

    Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,
    Люблю беспомощных, обиженных, сирот,
    Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? —
    Тебя, родной аул и бедный наш народ.

    За вас отдам я жизнь... все помыслы и силы,—
    Всего себя лишь вам я посвятить готов...
    Вы так мне дороги, так бесконечно милы,
    Что сил нет выразить, что высказать нет слов!..

 

  • 22.05

    22.05 Оноре де Бальзак  повесть (новелла)  "Гобсек"

    Новелла «Гобсек» составляет часть «Человеческой комедии». Но это и совершенно самостоятельное произведение, в котором проявились все важнейшие черты реалистического метода изображения действительности.

    Обратите внимание на построение новеллы. Писатель не случайно использует рамочную композицию: именно она помогает понять подлинную связь человека с социальной средой, его зависимость от законов, определяющих жизнь общества.

    Прочитайте повесть  Бальзака "Гобсек" (совсем небольшая по объему),выполните тест

           Тест

    Вопрос 1

    Кто является автором произведения «Гобсек»?

    Варианты ответов
    • Александр Пушкин
    • Оноре де Бальзак
    • Александр Дюма

     

    Вопрос 2

    К какому литературному жанру принадлежит произведение Бальзака «Гобсек»?

    Варианты ответов
    • Роман
    • Повесть
    • Рассказ
    Вопрос 3

    Кем был главный герой повести – Жан Эстер ван Гобсек?

    Варианты ответов
    • Ростовщик
    • Банкир
    • Ювелир

     

    Вопрос 4

    Что Гобсек считал единственно важным в жизни?

    Варианты ответов
    • Здоровье
    • Знатное происхождение
    • Золото
    Вопрос 5

    Что была вынуждена отдать Гобсеку в качестве заклада графиня де Ресто?

    Варианты ответов
    • Ферму
    • Старинную картину
    • Бриллианты
    Вопрос 6

    Под какие проценты Гобсек ссудил Дервилю сумму, чтобы тот смог выкупить патент?

    Варианты ответов
    • 5%
    • 13%
    • 50%
    Вопрос 7

    Почему графиня де Ресто была вынуждено постоянно брать ссуды у Гобсека?

    Варианты ответов
    • Ежедневно меняла наряды
    • Покупала самые дорогие украшения
    • Содержала молодого любовника
    Вопрос 8

    Какое прозвище было у дальней родственницы Гобсека – уличной девки, которой перешло все его состояние?

    Варианты ответов
    • Огонёк
    • Чертовка
    • Красотка
    •  
    •  
    • Вопрос 9

      . Какой любимое число у Гобсека?

      1. 77

      2. 66

      3. 58

      4. 85

 27-29.05. Прочти это летом! Список литературы на лето.

Список обязательной литературы на лето для 11-го класса

Автор произведения

Название

Брюсов В.Я., Бальмонт К.Д., Белый Андрей, Гумилёв Н.С., Северянин И.

Поэзия «Серебряного Века».

Горький М.

Фома Гордеев. Мать. На дне. 

Блок А.А.

Двенадцать. Соловьиный сад.

Есенин С.А.

Анна Снегина.

Бунин И.

Господин из Сан-Франциско. Тёмные аллеи. Чистый понедельник. Лёгкое дыхание. Антоновские яблоки.

Куприн А.И.

Гранатовый браслет. Олеся.

Андреев Л.

Иуда Искариот.

Маяковский В.В.

Облако в штанах. Во весь голос.

Булгаков М.А.

Мастер и Маргарита.

Платонов А.П.

Сокровенный человек. Котлован.

Толстой А.Н.

Пётр Первый.

Шолохов М.А.

Тихий Дон.

Ахматова А.А.

Реквием.

Твардовский А.Т.

Тёркин на том свете. По праву памяти.

Солженицын А.И.

Один день Ивана Денисовича. Матрёнин двор.

Астафьев В.П.

Царь-рыба.

Абрамов Ф.

Поездка в прошлое.

Распутин В.Г.

Живи и помни. Прощание с Матёрой.

Вампилов А.

Старший сын. Утиная охота.

 

Список дополнительной литературы на лето для 11-го класса

Автор произведения

Название

Куприн А.И.

Поединок.

Аверченко А.Т.

Рассказы.

Тэффи.

Рассказы.

Короленко В.

Огни. Река играет. Чудная.

Булгаков М.А.

Дни Турбинных.

Замятин Е.И.

Мы.

Платонов А.П.

Фро. Впрок. Взыскание погибших.

Шолохов М.А.

Поднятая целина. Донские рассказы.

Солженицын А.И.

Архипелаг ГУЛАГ.

Паустовский К.

Новеллы.

Гранин Д.

Зубр.

Шварц Е.

Дракон. Тень. Голый король.

Астафьев В.П.

Последний поклон. Печальный детектив.

Абрамов Ф.

Братья и сёстры.

Распутин В.Г.

Последний срок.

Шукшин В.М.

Рассказы.

Лондон Дж.

Мартин Иден.

Драйзер Т.

Сестра Кэрри. Американская трагедия.

Шоу Б.

Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

Ремарк Э.М.

Три товарища.

Хемингуэй Э.

Старик и море. По ком звонит колокол.

Маркес Г.

Сто лет одиночества.