Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9

Адрес456011, Российская Федерация, Челябинская область, город Аша, Фрунзе, 34

Контакты администрации +7(351)592-04-12 9mou@mail.ru

Русский язык

Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий  : вторник, среда.,суббота  В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения. Прошу присылать ответы на домашние на мой адрес электронной почты  kirikovaelen@gmail.com Чтобы решение не потерялось, указывайте в теме письма предмет, класс и Фамилию ученика.

 

08.04.ТЕМА; УПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ.

(ЗАДАНИЕ№14 В ТЕСТАХ ЕГЭ) ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ В УЧЕБНИКЕ

СТР.254 УПР.374,375.3АТЕМ ТЕСТЫ( №14)

14.04 Орфография. Выполните задания (тесты)

Тесты для практики

 

Проверочная по заданиям 9-15 ЕГЭ
Вариант 1
Задание 9
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная
непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) авиак..мпания, импр..визация, б..лагур
2) оз..риться, прост..раться, г..рит
3) опп..нент, д..скуссия, в..трушка
4) стр..жайший, приз..млённый, посв..тил (в темноте)
5) сл..жившийся, т..тальный, ум..лять (значение)
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная
проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) р..гламент, м..рской, б..нзин
2) г..рение, пост..лить, б..седа
3) насл..ждение, л..сник, пол..скать (бельё)
4) л..гичный, п..ровать, скр..пите (листы)
5) ист..щение, б..тарея, соприк..саться
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся
гласная корня. Запишите номера ответов.
1) эксп..римент, препод..вать, б..чёвка
2) оп..раясь, выр..сти, накл..ниться
3) р..сток, уг..сать, б..дон
4) соб..рёшь, безотл..гательный, оз..рило
5) изм..рять, д..агональ, велос..пед
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная
проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) осл..пительный, предназн..чение, к..рмить
2) фраз..ологический, выск..чка, арт..ллерия
3) м..лчание, соед..нение, разв..ваться
4) р..скошный, сокр..щать, д..лина
5) предпол..жительно, ср..щение, вер..ница
Задание 10
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.
1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать
2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный
3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера
4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.
1) з..подозрить, нед..выполнить, п..молчать
2) пр..морский, пр..выкнуть, без пр..крас
3) и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть
4) по..бросить, о..пилить, о..крыть
5) пр..мудрый, пр..красный, пр..возмочь
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.
1) пр..страстный, пр..вышение (скорости), пр..града;
2) бе..грамотный, чре..мерный, во..звание;
3) р..сположившийся, пон..слышке; р..звал
4) с..ехидничать, уст..е, в..юга
5) неп..ладки, н..вьючить, п..лагать.
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.
1) бе..крайний, ни..вергать, чере..чур;
2) пр..одолевать, пр..даточный, меж..нститутский;
3) об..скать, под..грать, без..нициативный;
4) вз..браться, пр..махнуться, п..ложиться;
5) в..юнок, в..едливый, двух..ярусный.

15.04 Тема: Изобразительно - выразительные средства : тропы и фигуры.

 Повторите теорию по данным таблицам или по словарю "Тропы и фигуры"

Теория

  1. Тест

            Выполните   тест  «Изобразительно-выразительные средства»

    1 I. Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

 

  1. Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди ...

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

  1. Милый друг, и в этом тихом доме,

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне место в тихом доме

Возле мирного огня. (А. Блок)

  1. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. (Лебедев - Кумач)
  2. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (пословица)
  3. Изумительный наш народ. (И. Эренбург)

 

А. инверсия                              Б. анафора                           В. эпифора

Г. антитеза                           Д. параллелизм

   (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

 

II. Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

  1. Мужики- за топоры.
  2. Нет, я хотел. .. быть может, вы ... я думал,

что уж барону время умереть. (А.С. Пушкин)

  1. Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)

  1. Душа к высокому тянется.
  2. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.С. Пушкин)

 

А. градация    Б. инверсия    В. умолчание    Г. риторическое обращение   Д. эллипсис

 (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

 

III. Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

  1. Знаете ли вы украинскую ночь? (Гоголь)
  2. Офицер - из пистолета,

Теркин - в мягкое штыком (А. Твардовский)

  1. Нам тошен был и мрак темницы, и сквозь решетки свет денницы, и стражи клик, и звон цепей, и легкий шум залетной птицы. (А.С.Пушкин)
  2. Не вздумай бежать!

                    Это я вызвал.

Найду.

               Загоню.

                              Доконаю.

                                                 Зашучу.

                                                                   (В. Маяковский)

  1. Я стою у высоких дверей,

    Я слежу за работай твоей.

 

А. многосоюзие                Б. эллипсис                   В. синтаксическая анафора

Г. риторический вопрос                                      Д. градация

     (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

  1. Установите соответствие между предложениями и тропами.
  2. Быстро мелькают золотые дни беспечного, веселого детства. (Д.В. Григорович)
  3. Могучий дуб стоит, как боец подле красивой липы. (И.С. Тургенев)
  4. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни. (А.С. Пушкин)
  5. Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
  6. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)

 

А. метафора           Б. сравнение            В. эпитет    Г. гипербола          Д. метонимия                      

                       (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

 

  1. Установите соответствие между предложениями и тропами.
  2. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов)
  3. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С. Грибоедов)
  4. Отколе, умная, бредешь, ты, голова. (И.А. Крылов)

4.И вот сама идет волшебница зима. (А.С. Пушкин)

  1. В груди её птицею пела радость. (М. Горький)

 

А. сравнение              Б. литота             В. эпитет         Г. синекдоха       Д. ирония

  (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

 Установите соответствие между предложениями и тропами.11!

1 Утешится безмолвная печаль и резвая задумается радость. (А.С. Пушкин)

2.Ты знаешь край, где все обильем дышит, где реки льются чище серебра. (А.К.Толстой)

3.На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А. Ахматова)

4,Пройдет - словно солнцем осветит!

     Посмотрит - рублем подарит. (Н. Некрасов)

  1. Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М. Лермонтов)

 А. перифраза     Б. сравнение       В. гипербола      Г. оксюморон       Д. олицетворение

                                               (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

 

7. Какой прием использован в цитируемой строке М. Лермонтова?

«Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг».

 А. метонимия Б. сравнение В. оксюморон     Г.градация  Д, антитеза

   (За правильный ответ – 1 балл)

 

8. Какой прием использован в цитируемой строке А.Твардовского?»

«Полночь в мое городское окно входит с ночными дарами.

 А.гипербола Б. литота В. сравнение      Г. олицетворение     Д. синекдоха

                                                                                    (За правильный ответ – 1 балл)

 9 .Какой прием использован в цитируемой строке А.С. Пушкина?

«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».       

 А метафора Б. метонимия В. эпитет     Г. сравнение   Д.оксюморон

 (За правильный ответ – 1 балл)

 10 Какой прием использован в цитируемой строке А.С. Пушкина?

«Страна восходящего солнца - мечта каждого путешественника».

А олицетворение Б. литота В. перифраза   Г. эпитет   Д. аллегория

(За правильный ответ – 1 балл

18.04. Тема: Многообразие русской лексики. Паронимы

Паронимы (от греч. para – возле, onyma – имя) - слова, схожие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению.

Однокоренные паронимы в большинстве своем близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками.

Паронимы могут совпадать не во всех, а лишь в некоторых значениях, по этому признаку их делят на:

  • Полные

  • Неполные

При подготовке к ЕГЭ, а именно к заданию 5, мы будем классифицировать паронимы по морфеме, в которой происходит различение

Поэтому делим паронимы на:

  1. Корневые

  2. Суффиксальные

  3. Приставочные

Алгоритм выполнения задания(  № 5 в ЕГЭ)

  1. Внимательно прочитайте варианты ответов.
    2. Определите тип паронима: приставочный, суффиксальный или корневой.
    3. Подберите к каждому парониму его пару (или несколько слов)
    4. Определите значение паронима. Это можно сделать, выучив все значения слов из словарика паронимов ЕГЭ: Словарь паронимов со значениями от РУСТЬЮТОРС
    5. Также важно выделить суффиксы и приставки и определить их значение.
    6. При выборе схожих по звучанию слов важно учитывать их смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску и употребление.
    7. Не забудьте: в ответ необходимо вписать уже исправленный вариант паронима.

    Примеры:
    Зачинатель драки был очень агрессивным. (правильно: зачинщик)
    У Петрова был изобретательный талант. (правильно: изобретательский)
    Местность называли лесной, так как она была богата лесом. (правильно: лесистой) 

           Выполните тесты

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Мотылёк сейчас только вспомнил, что у него в кармане всего тридцать копеек, а плата за АБОНЕМЕНТ в месяц с залогом превышала эту сумму ровно в семь раз.

    "До востребования" означало, что АДРЕСАТ сам должен получить письмо на почтамте.

    Он [Мурзик] прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал - воевал с НЕПРИГЛЯДНОЙ октябрьской ночью.

    Мы должны быть БЛАГОДАРНЫМИ сыновьями нашей великой матери — Древней Руси.

    Под сводами нового храма, выстроенного лет пять назад, в БУДНИЙ день и в час, свободный от службы, искали утешения всего несколько человек.

    2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Природа заранее наделила их спокойствием, без которого немыслим БУДНИЙ подвиг жизни, она предусмотрительно смягчила в них личные порывы, запросы личной жизни.

    Он умел драться, но ярость, боль, позор сознания своей беспомощности перед шатунами - это лишило его БЫЛОЙ ловкости, спокойствия.

    ВЗДОХИ и слёзы облегчили стеснённую грудь несчастного родителя, и чувство гнева в сердце его уступило место нежной горести.

    В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, ВЕКОВОЙ мох.

    Нельзя рассматривать ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ храм, касаясь кончиком носа одного из его кирпичей.

    3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    В ветер леса шумят ВЕЛИКИМ океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

    Старшой в артели – человек БЫВАЛЫЙ, и войну и тюрьму прошёл.

    Но голоса были хриплы, лица пьяны, и никто в эту ВЕЧНУЮ память уже не вкладывал чувства.

    Потом он и Полевой отправятся на фронт, будут вместе воевать, и, спасая Полевого, он совершит ГЕРОЙСКИЙ поступок.

    Если бы вам когда-нибудь предложили на ОТБОР: с кем вы желаете иметь дело - с дураком или мошенником? - смело выбирайте мошенника.

    4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Только для Алексея Мересьева представляло оно проблему: сумеет ли он ВОСПОЛНИТЬ искусством и тренировкой отсутствие ног, сядет ли он опять в кабину истребителя?

    Это была тьма на фоне яркого света, НАПОМИНАНИЕ о горе среди полноты счастливой жизни.

    Они [знаки препинания] существуют, чтобы ВЫДЕЛИТЬ мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.

    Но, погрозив кулаком, я громко пообещал набить ему морду, и с противным шипением он скрылся в кустах, должно быть ВЫЖИДАТЬ появления другой, более трусливой жертвы.

    За церковью блестел на солнце мелкий ГЛИНЯНЫЙ пруд под навозной плотиной - густая жёлтая вода, в которой стояло стадо коров.

    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Девочка не без труда подняла толстого ГОДОВОГО ребенка с двумя ярко-белыми зубами в коралловом ротике и поднесла его к Гаврику.

    На краю хутора высился ДОБРОТНЫЙ кирпичный коровник.

    Я, как человек ДОВЕРЧИВЫЙ, всегда считал Фотия и графиню друзьями своими, а они, кажется, не считали меня своим другом.

    С востока надвигались тёмные ДОЖДЕВЫЕ тучи, и оттуда изредка потягивало влагой.

    Этот герой ушёл в бездну, ушёл безвозвратно, прощённый в ночь на воскресенье сын короля-звездочёта, ЖЕСТОКИЙ пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.

    6. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Корень у фикуса ЖИВУЧИЙ, и новые стрелки из ствола проклюнулись.

    Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и ЖИТЕЙСКОЕ не тревожит Вашу прекрасную душу.

    Машину мои напоили, и я отправился в контору, чтобы купить очки и ОПЛАТИТЬ за бензин.

    Таков был характер благородного Шиллера, который наконец был приведён в чрезвычайно ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЕ положение.

    Но я уверена, что не вы ЗАЧИНЩИК ссоры. Верно, виноват Алексей Иваныч.

    7. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Речь молодого Дубровского, его ЗВУЧНЫЙ голос и величественный вид произвели желаемое действие.

    В бокалах пенилось донское шипучее, искрилось выдержанное ИГРИВОЕ вино.

    -Однако, говорят, он ИСКУСНЫЙ полководец, - сказал Пьер.

    Прокуратор при этом сидел как КАМЕННЫЙ, и только губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов.

    Командиром КОННОЙ сотни в Татарском ещё до приезда Григория выбрали, как и в восемнадцатом году, Петра Мелехова.

    8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Николай Аполлонович с раздражением выщипывал КОНСКИЙ волос из своего пестротканого ложа.

    КОРЕНАСТЫЙ боцман с серьгой в ухе и с бородой, растущей, точно бахрома, из шеи, подходил к Сашке с двумя кружками пива, широко улыбался.

    Выпадая в червонную бездну из ненастных туч, перед самым заходом, солнце бывало бросало КРАСОЧНЫЙ луч в сад, и лоснились на столе грибы.

    Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большею частью были писаны МАСЛЯНЫМИ красками, покрыты тёмно-зелёным лаком.

    Она хотела ОДЕТЬ свою простенькую блузу, а наместо её, на кресле, подле кровати, нашла утреннее неглиже из кисеи и кружев, с розовыми лентами.

    9. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Как денежная НАЛИЧНОСТЬ у игроков кончится, они сейчас и начинают двигать эту свою движимость.

    Не уступите в автобусе места - и вас назовут НЕВЕЖДОЙ, хамом и кем угодно.

    Ноги цепляются за землю, и каждое движение вызывает НЕСТЕРПИМУЮ боль.

    ОБРЫВОК телефонного провода, моток проволоки, коричневые, заскорузлые от пота носки, полуисписанный блокнот с огрызком карандаша, круглый, залитый стеарином походный светильник, мыльница с куском розового мыла - все это Мария рассовала в котелки, взяла с мыслью: "Сгодится и это".

    С вышки можно ОХВАТИТЬ взглядом всё дремучее полесье, весь торжественный лесной край - неизмеримый и неведомый, властно зовущий человека в свои загадочные чащи.

    10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Сердце волчицы учащённо заколотилось - его наполнили отвага, решимость непременно защитить, ОГРАДИТЬ от опасности тех, кого она вынашивала в себе.

    ОДИНОКИЙ самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря.

    Изредка погромыхивал на телеге запоздалый чухонец и шел ОПАСЛИВЫЙ пешеход с палкой, оглядываясь на двух молчаливых людей.

    Да он бы ее на руках носил, и пылинке бы не дал на нее сесть, кормил бы ОТБОРОЧНЫМ зерном.

    Как человек ПАМЯТЛИВЫЙ, Иван Федорович проверил в уме своём, не упустил ли чего-нибудь.

     
    21.04. Тема: Лексические и морфологические нормы. Как не допустить ошибок в образовании форм слова.(ЕГЭ задание №6)
    Изучи теорию и выполни тесты к заданию №6


3. Склонение числительных
1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней,
разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как
правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как
же он склоняется.
2) Проверить написание корня СТА- можно, если вместо него подставить слово
НОТЫ. Окончание этого слова совпадает с окончанием числительного: с двумя
(нотАМИ) стАМИ.
3) Запомните написание числительных:
• Двумя
• Тремя
• Четырьмя
• Шестью
• Семью
• Восьмью
4) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только
одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.
4. Склонение числительного «ТЫСЯЧА»: числительное «тысяча» имеет в косвенных
падежах такие же окончания, как существительные 1 склонения. Чтобы проверать
правильность написания, подставьте вместо «тысяча» слово «земля» (сущ.1 скл. с
ударным окончанием).

 Задание. Выполните тесты, пользуясь данной теорией

За­да­ние 6

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

№1

№2

№3

№4

№5

пара ДЖИН­СОВ

более СВЕТ­ЛЫЙ

ЗА­ПРЕ­ТЯ­ЩИЙ игры

более ПО­ЛУ­ТО­РАС­ТА зри­те­лей

около трех АРШИН

 

пять КА­СТРЮЛЬ

шире ПЛЕЧ

свыше ста се­ми­де­ся­ти КИ­ЛО­МЕТ­РАХ

НА­ПО­ИВ чаем

НА­ДЕТЬ на­уш­ни­ки

 

ДЛИН­НЕЕ

ПО­ЕЗ­ЖАЙ­ТЕ быст­рее

ЗА­МО­РОЗ­КОВ

на ОБОИХ бе­ре­гах

ста­рых БАС­НЕЙ

 

МЛЕ­КО­ПИ­ТА­Ю­ЩИ­Е­СЯ жи­вот­ные

ЛЕГ­ЧАЙ­ШЕЕ пёрышко

ВЫ­ЗДО­РО­ВЕЮ

много БРЫЗГ

ЕДКИЙ аэро­золь

 

пара САПОГ

ки­ло­грамм ПО­МИ­ДО­РОВ

ЕХАЙ вперёд

в ДВЕ ТЫ­СЯ­ЧИ пятом году

 

 

№6

№7

№8

№9

№10

ис­пан­ские ВЕЕРА

самый КРЕП­ЧАЙ­ШИЙ чай

более ТЕР­ПЕ­ЛИВ

ПЯ­ТЬЮ­СТА­МИ кон­вер­та­ми

при­го­то­вить ОЛА­ДИЙ

 

ка­па­ет со СВЕ­ЧЕЙ

НАИ­БО­ЛЕЕ удач­но

СЕ­МЬЮ­ДЕ­СЯ­ТЬЮ по­мощ­ни­ка­ми

ЕХАЙ прямо

новых ПО­ЛО­ТЕ­НЕЦ

 

ШЕ­СТЬЮ­СТА­МИ учеб­ни­ка­ми

пусть ПО­ПРО­БУ­ЕТ

спе­лых АБ­РИ­КО­СОВ

ЖЁСТЧЕ де­ре­ва

НАИ­БОЛЬ­ШЕ

 

не­сколь­ко НОЖ­НИЦ

уме­лые ПО­ВА­РА

ДВОЕ по­дру­жек

в ПО­ЛУ­ТО­РА часах

ПЯТЬ ба­ры­шень

 

ино­стран­ные ПАС­ПОР­ТА

ТРЁХСТАМ жи­те­лям

на­сквозь ПРО­МОК

ПО­ЕЗ­ЖАЙ­ТЕ на юг

ОДЕНЬ ребёнка

 

 

     
     

22.04 СЛИТНОЕ,РАЗДЕЛЬНОЕ,ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ. ( В ЕГЭ ЗАД. №14)

ПОВТОРИТЕ ТЕОРИЮ,ИСПОЛЬЗУЯ АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ,ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТЫ

Слитно, раздельно или через дефис: как писать правильно

1) Определите часть речи выделенного слова.

Важно уметь различать предлоги, союзы, частицы и самостоятельные части речи: наречия, существительные, прилагательные

Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж и участвуют в вопросе.
Союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
Частицы образуют некоторые формы слов и добавляют оттенки значения.
Наречия отвечают на вопросы КАК? ГДЕ? ПОЧЕМУ? и т.д.

2) Особого внимания заслуживают слова чтобы, тоже, также, зато, притом, причем, потому, настолько, несмотря на, невзирая на, вследствие и др. имеют как слитное, так и раздельное написание. Это зависит от того, к какой части речи они относятся в конкретном предложении. 

Например, возьмем слова ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО: Если это союзы, их можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), и они пишутся слитно. Пример: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим.

3) Союз ТО ЕСТЬ всегда пишется раздельно, союз БУДТО всегда слитно.

4) Частицы бы, ли, же (если они частицы) пишутся всегда раздельно. (Что_бы, то_же) Как распознать частицы? Да их можно просто опустить. Пример: Что (бы) мне почитать?

Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся через дефис, если слово, к которому примыкают эти частицы существует и без них.

Например, что-то (пишем через дефис), будто - здесь нет частицы, это союз.

Частицы да(же), разве, неуже(ли) пишутся СЛИТНО (даже, разве, неужели)

5) Предлоги в течениЕ, в продолжениЕ, в заключениЕ, в отличиЕ, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а предлог с существительным); в целях, в силу, в меру, в области, на протяжении, в отношении, за исключением, за счет, не считая пишутся всегда раздельно.

6) Предлоги несмотря на и невзирая на пишутся в два слова, а если перед нами деепричастие не _ смотря на, не_взирая на, то пишем в три слова.

7) Следует различать: иметь в виду, ввиду (из-за) непогоды, в виде.

8) Ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх, вслед, навстречу пишем слитно, если это предлоги (можно заменить другими предлогами). Если это предлог + существительное, пишем раздельно. Как проверить: попытайтесь вставить слово между. Пример: Поговорить насчет (о) работы. Положить деньги на (твой) счет. 

9) Предлоги из-за, из-под, по-над пишем черед дефис.

10) Пол с существительными пишется слитно (полпомидора), если существительное начинается на согласную. Через дефис, когда существительное начинается на л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза). И если между пол и существительным есть еще прилагательное, пишется раздельно (пол чайной ложки)

11) Запомните, в большинстве случаев наречия все-таки пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО-, В-, ВО- в сочетании с суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -ЫХ, -ИХ, -И (по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в -третьих)

  ТЕСТЫ

1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 

(ОТ)ТОГО села до города (НА)ПРЯМУЮ сто километров. 
(ЗА)ЧЕМ спрашивать, если (И)ТАК всё ясно? 
(ВО)КРУГ цвели (И)ТАК благоухали ландыши, что не хотелось уходить из леса. 
Я буду молиться (ЗА)ТО, ЧТО(БЫ) всё изменилось к лучшему. 
(С)НАЧАЛА подумай, (ЗА)ТЕМ ответь. 

2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 

Все разговоры (НА)СЧЁТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца. 
(НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду. 
Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам. 
(ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам. 
ЧТО(БЫ) жить в гармонии с собой и с миром, (НА)ЗЛО нельзя отвечать злом. 

  
3. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 

ЧТО(БЫ) фирма процветала (В)ТЕЧЕНИЕ ближайших лет, сейчас нужны немалые вложения. 
Всадник прокричал (В)СЛЕД командиру ЧТО(ТО) отчаянное. 
(В)ВИДУ сильного жара ребёнок не спал (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей ночи. 
(В)ДАЛИ столбы выстроились (В)ВИДЕ обгоревших спичек. 
Дед (ТО)ЖЕ выскочил в сени, но (ТОТ)ЧАС вернулся, злой и взъерошенный. 

 

25.04 СИНТАКСИЧЕСКИЕ  НОРМЫ

(Синтаксические нормы. Нормы согласования.

Нормы управления)

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

 

 

1) Мне захотелось узнать, как разводить и ухаживать за первоцветами в домашних условиях.

2) Согласно плана в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

3) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.

4) Орхидеи, появившись на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад.

5) Некоторые орхидеи выработали ложные приманки, основанные на пищевых инстинктах.

6) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием.

7) Благодаря языку мы можем познакомиться с теми идеями, которые были высказаны задолго до нашего рождения.

8) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.

9) В начале работы над произведением автор может по-разному рассчитывать ход событий, определять судьбы героев.

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: 

A

Б

В

Г

Д

     

28.04. Пунктуация.Знаки препинания в сложных предложениях.

Задание: по учебнику выполните упр.372.Спишите,расставьте знаки препинания выполните все разборы, выполните не только синтаксический разбор 1- го предложения, но и сделайте его схему. 

29.04  ПРОСТЫЕ ОСЛОЖНЕННЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.

ЗАДАНИЕ: ВЫПОЛНИТЕ УПР.117 (УЧЕБНИК).СПИШИТЕ,РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ СЛОЖНЫХ И ПРОСТЫХ ОСЛОЖНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ВЫПОЛНИТЕ ПОЛНЫЙ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПОСЛЕДНЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

06.05  Предложения с грамматически не связанными словами ( обращениями, вводными ) ПОВТОРИТЕ ТЕОРИЮ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ (ТЕСТ)

.Задание 18 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика.
Алгоритм выполнения:
1. Сделайте синтаксический разбор предложения (определите главные и второстепенные предложения).
2. Найдите вводные слова или обращения: чтобы это сделать, нужно помнить, что они не являются членами предложения и не связаны с ними
никакими связями. Чаще всего интуитивно это проверяется так: их можно убрать из предложения без искажения смысла.
3. Вспомните, что является вводным словом, а что не является. Если перед вами вводное слово/словосочетание, то обратите внима ние на рядом
стоящие союзы.
4. Если перед вами обращение, то важно помнить, что оно может состоять из нескольких слов, может повторяться: от этого зависит количество
запятых.
5. Примените теорию, вспомните исключения по темам.
6. Запишите ответ в бланк.

ЗАДАНИЕ: Выполните тест

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры(у), на месте ко­то­рых(ой) в пред­ло­же­нии долж­ны(а) сто­ять за­пя­тые(я).

 

  1. Со­че­та­ние лек­си­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го зна­че­ний (1) может об­ра­зо­вы­вать слож­ные смыс­ло­вые об­ра­зы (2) ана­лиз ко­то­рых (3) поз­во­ля­ет глуб­же про­ник­нуть в со­дер­жа­ние сти­хо­тво­ре­ния.

 

  1. На нём был чёрный пи­джак (1) из кар­ма­на (2) ко­то­ро­го (3) вы­гля­ды­ва­ла (4) свёрну­тая в тру­боч­ку (5) га­зе­та.

 

  1. От­че­го часы (1) к звуку (2) ко­то­рых (3) давно бы пора было при­вык­нуть (4) на­по­ми­на­ют мне так много?

 

  1. В глу­бо­ком мол­ча­нии си­де­ли мы с бра­том на за­бо­ре под тенью гу­сто­го се­реб­ри­сто­го то­по­ля и дер­жа­ли в руках удоч­ки (1) ржа­вые крюч­ки (2) ко­то­рых (3) были опу­ще­ны (4) в огром­ную бадью с за­гнив­шей водой.

 

  1. Сер­ти­фи­кат (1) для по­лу­че­ния (2) ко­то­ро­го (3) мне при­ш­лось прой­ти двух­го­дич­ное обу­че­ние (4) впо­след­ствии при­го­дил­ся при устрой­стве на новую ра­бо­ту.

 

  1. Мел­кие на­се­ко­мые (1) рас­ход кис­ло­ро­да у ко­то­рых (2) не­ве­лик (3) могут очень долго не по­пол­нять запас воз­ду­ха.

 

  1. С са­мо­го на­ча­ла июня (1) тан­ко­вые со­еди­не­ния про­тив­ни­ка на­хо­ди­лись в цен­тре вни­ма­ния раз­вед­ки (2) те­ку­щие до­не­се­ния (3) ко­то­рой (4) по­сто­ян­но об­суж­да­лись на за­се­да­ни­ях ге­не­раль­но­го штаба.

 

  1. Имен­но (1) в Таш­кен­те (2) от ко­то­ро­го (3) остал­ся на всю жизнь не­за­бы­тый ужас хо­ло­да (4) мы про­ве­ли труд­ные годы эва­ку­а­ции.

 

  1. В «Фа­та­ли­сте» (1) Пе­чо­рин рас­ска­зы­ва­ет о про­ис­ше­ствии (2) сви­де­те­лем (3) ко­то­ро­го (4) он был.

 

  1. Я не стал об­ра­щать вни­ма­ния на тон моего хму­ро­го со­се­да (1) в лице (2) ко­то­ро­го (3) ста­рал­ся те­перь ви­деть про­сто­го и не­зло­го че­ло­ве­ка (4) и взял пред­ло­жен­ные им чашку и хлеб.

12.05.Повторение по орфографии и грамматике

Выполните тест.

1. В каком слове правильно обозначено ударение?
1) дОсуг
2) пОняв
3) сОзыв
4) (он) дозвонИтся

2. Какая часть речи у слова «двойка»?
1) числительное;
2) существительное;
3) глагол;
4) местоимение.

3. В каком примере присутствует ошибка в образовании формы слова?
1) давайте попробоваем
2) около пятисот человек
3) менее быстрый
4) много яблок

4. Найдите слово мужского рода:
1) каре;
2) кофе;
3) пальто;
4) тетрадь.

5. Какой из данных примеров грамматически правильно подходит к первой части предложения?
Начав заниматься музыкой,
1) у вас остаётся мало времени для развлечений.
2) в значительной степени развиваются творческие способности.
3) у меня появилось много интересных знакомых.
4) я познакомился с нотной грамотой.

6. Выберите архаизмы:

1) тать;
2) талисман;
3) ланиты;
4) трубопровод.

7. В каком из слов ниже нет суффикса  –щик-?
1) табельщик
2) кровельщик
3) подлещик
4) мусорщик.

8. В каких из примеров неправильно указано лексическое значение слова?
1) адаптация – приспособление к чему-либо;
2) паводок – резкое понижение уровня воды в реке;
3) абориген – долгожитель;
4) железобетон – бетон, армированный стальными прутьями.

9.На месте каких цифр пишется НН.
В стари(1)у лук был грозным оружием: кале(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
1) 1,2, 4
2) 2,4
3) 3
4) 3,4

10. Сочетание букв -ЖЖ- пишется в словах
1) мож__евельник;
2) ви__жать;
3) брю__жать;
4) выж__енный.

11. В каких словах в обоих вариантах пишется буква И?
1) разобид…шься, высуш…нный
2) наде…шься, раскле…вший
3) услыш…шь, просе…нный
4) брос…шь, вид…мый.

12. В каком слове пропущена согласная буква?
1) искус__ный;
2) лес__ница;
3) рес__ница;
4) сума__шедший.

13. В каких словах пишется буква -А-?
1) заг__рать;
2) м__кать хлеб в сметану;
3) нак__лить;
4) г__рнитур.

14. В каком из слов буква Я даёт два звука:
а) морячка;
б) исполняют;
в) ядреный;
г) кровля.

15. -Ъ- пишется в словах
1) с__есть;
2) трех__язычный;
3) с__уметь;
4) в__юн.

16. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) указаны
2) указывая
3) домашний
4) доверчивый

17. В каком ряду частица НЕ пишется со всеми словами раздельно?

1) (не) годующий взгляд, (не) ряха;
2) (не) мог упасть, (не) добрал баллов;
3) (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу;
4)  (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.

18. В каком слове букв больше, чем звуков:
1) ельник;
2) ледяной;
3) примелькаться;
4) йога.

13.05. Повторение. Тесты

Выполните тесты

 Тест по русскому языку

10 класс

1.    Согласны ли вы с утверждениями? Укажите ответ да или нет напротив каждого высказывания.

А) Имя числительное называет число, количество предметов при счете или порядковый номер того или иного предмета и отвечает на вопросы как? каким образом?

Б) Возвратное местоимение себя не изменяется по числам, родам, не имеет формы И. п., поэтому его начальной формой является форма Р.п.

В) Глагол не является организующим центром предложения и не имеет самой многочисленной системы форм.

 

2.    Вспомните, что такое фразеологизмы, и скажите по-другому, используя их.

А) кроткий, безобидный человек - …

Б) об очень малом количестве чего-нибудь или кого-нибудь - …

В) об очень похожих людях - …

Г) человек в плохом, подавленном состоянии - …

Д) об очень трудолюбивом человеке, способном долго работать - ….

Е) когда чего-то очень мало - ...

Слова – подсказки: муха, кот, капля, вода, руки.

3.   Какое предложение должно стоять первым?  Расположите предложения в правильном порядке.

А) Можно утверждать, что городская среда становится главной средой обитания человечества.

Б) К этому близко подошли и другие крупные индустриальные страны.

В) Урбанизация – это усиление роли городов.

Г) Похожая ситуация и в нашей стране: за последние годы урбанизация также достигла высокого уровня.

Д) Многие небольшие европейские страны Европы превратились в города-государства.

4. Укажите, каким членом предложения является слово города-государства в тексте, приведенном выше.

А) подлежащим

Б) дополнением

В) определением

5. Определите, в каком ряду есть существительное общего рода.

А) юноша, девушка, актер, плакса

Б) шоссе, футболка, пенальти, программист

В) доктор, пламя, приезжий, мороженое

6 задание

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Соб…раться

Насл…ждение

П…нал

Замыс…ватый

Т…оретик


 

Ответ: _________________________________________

7 задание

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Ра…смотреть бе…звучный

Пред…стория, роз…ск

Пр…ломить, пр…ложение

О…мерять, на…стройка

Пр…глотить, пр…бабушка

Ответ: _______________________________________

8 задание

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Это было что-то никогда (НЕ)ПОНИМАЕМОЕ им прежде.

Чашка, к счастью, оказалась (НЕ) СТЕКЛЯННАЯ.

Он, однако (НЕ)ОЧЕНЬ расстроился из-за проигрыша.

Старуха была просто (НЕ)СЛЫХАННО глупа!

Я давно (НЕ)БЫЛ в этих краях.

Ответ: __________________________________________________________-

9 задание

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Можно сказать, что (В)ТЕЧЕНИЕ какого-то времени Обломов (ВСЁ)ЖЕ начал проявлять активность.

(ЧТО)БЫ он ни говорил, я (ПО)ПРЕЖНЕМУ был уверен в своей правоте.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ я (НЕ)РАЗ убеждался в его правоте.

И всё-таки (С)НАЧАЛА мы решили подняться (НА)ВЕРХ гоыры.

В конце концов он (ТО)ЖЕ начал (ПО)НЕМНОГУ понимать своего учителя.

Ответ: __________________________________________________

 

16.06. Обобщение пройденного. Контрольный тест.

Выполните тест.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)    нАверх 2)    бАловать   3)    красивЕе  4)    тОрты
А2. В каком предложении вместо слова ДВОЙНОЙ нужно употребить ДВОЙСТВЕННЫЙ?
1)    У любителей классической музыки ДВОЙНОЙ праздник.
2)    Эта первая встреча вызвала у меня ДВОЙНОЕ впечатление.
3)    Сквозь ДВОЙНЫЕ рамы было слышно, как шумели в саду грачи и пели скворцы.
4)    Выйдя замуж, Анна взяла ДВОЙНУЮ фамилию.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)    вместе с детьми
2)    много яблоков
3)    искомый ответ
4)    наилучших снимков
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Продумав распорядок дня до мелочей,
1)    было сложно что-либо изменить.
2)    мы достигли большей производительности труда.
3)    учитывалось то, что у меня напряжённый график работы.
4)    мне пришлось внести изменения в мою привычную жизнь.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1)    Вследствие сильных дождей вода в реке всё прибывала.
2)    В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.
3)    Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву на него обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень.
4)    Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневаются в особой роли глагола и в поэтическом, и в прозаическом текстах.

.
Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.
(1)... (2)Плазма — это смесь электрически заряженных частиц, в которой суммарный отрицательный заряд равен суммарному положительному заряду. (3)Так что в целом плазма является электрически нейтральной средой, хорошо проводящей электрический ток. (4)Конечно, в какой-то момент времени может оказаться, что в небольшом объёме плазмы общий положительный заряд не равен общему отрицательному. (5)Тогда в плазме возникают очень сильные электрические поля, препятствующие дальнейшему разделению зарядов и вызывающие такие их перемещения, которые восстанавливают электрическую нейтральность этого объёма плазмы. (6)... восстанавливают среду, в которой концентрация электронов почти не отличается от концентрации заряженных частиц.
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1)    А есть ли плазма в окружающей нас природе?
2)    Впервые слово «плазма» было произнесено физиологами в середине XIX века.
3)    Различают сильно и слабо ионизированную плазму.
4)    Так что же физики называют плазмой?
А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
 1)    Вопреки этому        2)    Другими словами,        3)    А       4)    Несмотря на это,
А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)    плазма — смесь, заряд (предложение 2)
2)    плазма является (предложение 3)
3)    возникают сильные электрические поля (предложение 5)
4)    которые восстанавливают (предложение 5)
А10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1)    сложносочинённое
2)    сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями
3)    простое осложнённое
4)    сложноподчинённое
А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАВЕН (предложение 2).
1)    краткое причастие
2)    краткое прилагательное
3)    деепричастие
4)    глагол

 

А12. Укажите значение слова СРЕДА (предложение 3).
1)    третий день недели
2)    социально-бытовая обстановка
3)    совокупность природных или социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность организма
4)    вещество, заполняющее какое-либо пространство
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего торжестве(3)о прошла церемония закладки первого камня.
1)    1, 2   2)    2, 3   3)    3   4)    1, 2, 3
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)    ц_нтральный, напр_вление, зам_реть (от восторга)
2)    те_тральный, дост_яние, сем_нар
3)    сопост_вление, увл_каться, уст_ревший
4)    ре_листический, провозгл_шать, прил_жение
А15. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)    ТАК(ЖЕ), как и другие представители московского света, Фамусов ценит чины и богатство, (ПО)ЭТОМУ он ищет для своей дочери подходящую партию.
2)    (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни этот поэт был независим в своих суждениях и (ПО)ЭТОМУ одинок.
3)    Чацкий возвращается в Москву, ЧТО(БЫ) обрести счастье, и приходит к Фамусовым, (ПО)ТОМУ что любит Софью.
4)    (ОТ)ТОГО цикла стихотворений Пушкина, который называется «вольнолюбивым», (НА)ВЕРНОЕ, нельзя отделить стихотворение «Арион».
А16. В каком предложении употребляется фразеологизм?
1)    14 (14)С помощью «машинной письменности» можно, минуя перевод с языка на язык, записывать в электронной памяти всю необходимую информацию.
2)    16 (16)И только в последние годы XX века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией.
3)    21 (21)3начит, останется и алфавит — средство записи живого слова.
4)    23 (23)Однако звучащее слово может быть подано в различных интерпретациях (вспомните чтение стихов в исполнении самих авторов и мастеров художественного чтения).


20.05 Итоговый тест по русскому языку.(для всего класса)

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) Агент   2) цЕмент   3) обеспечЕние   4) звонИт

2. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?

1) В его глазах выражалась ВЕЛИКАЯ радость и любовь к жизни.

2) Она, красивая, дородная, с ВЕЛИКОЙ осанкой, не спеша вошла в кабинет.

3) Это был ВЕЛИКИЙ писатель современности, сумевший выразить дух своего времени.

4) Каждый, наверное, испытывал не себе ВЕЛИКУЮ власть искусства.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

 

1) более холодный приём

2) пара валенок

3) в двухтысячном пятом году

4) сыплет снег

 

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Человек до конца ещё не раскрыл возможности этого изобретения и не знает степени воздействия его на человека.

2) Те, кто не доверяет финансовым пирамидам, поступают верно.

3) Сергей считает себя как удачливого человека.

4) Эта книга полезна и интересна, но не свободна от некоторого схематизма.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

 

1) бе..шумный, бе..звучный

2) пр..секать, пр..бывать на станцию

3) обез..яна, в..юга

4) небез..звестный, по..грать

 

 

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Я смотрю на темные вершины сосен, потрепа(1)ые студе(2)ыми ветрами, и то они мне кажутся были(3)ыми богатырями, чудом забредшими в наши дни, то опять начинает казаться, что ты сам попал в заколдова(4)ое царство.

1)1,4    2)3,4    3)1,2    4)1,3,4

7. В словах какого ряда на месте пропусков пишется И?

 

1) бл..стательный, подп...реть

2) вн...мание, выт..раться

3) соч..тание, нач..нающий

4) оп…раться, зам...реть

 

8. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

 

1) о полын…, в санатори…

2) при жизн…, о подруг…

3) по алле…, в парк…

4) у дорожк…, в книг…

 

9. В каком ряду на месте пропусков пишется буква У (Ю)?

 

1) они трепещ...т; терп...щий бедствие

2) пиш...щий стихи; они гон...т врага

3) они бор..тся, держ...щий поводья

4) дремл...щий старик; снега та..т

 

10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Нового слугу хозяйка (не)взлюбила.

2) (Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.

3) На столе лежала ещё (не)пожаренная рыба.

4) (Не)когда мне с вами разговаривать.

11. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

1) Старики просили, ЧТО(БЫ) Мироныча не трогали.

2) (НЕ)СМОТРЯ на плохую погоду, откладывать путешествие не хотелось.

3) Барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему (ЗА)ТО, что он часа таскал за ней по базару эту корзину.

4) Он радовался встрече, девушка ТО(ЖЕ) не осталась к этому равнодушной.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Двое возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3)нагруженных (4)дубовой клёпкой и сандалом.

1)1,2,3,4    2)1,3    3)1,2,4     4)3,4

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Это было для всех (1) очевидно (2) и не подлежало обсуждению. Замыслы (3) очевидно (4) почти всегда исходят из сердца.

1)1,2    2)3,4    3)1,2,4     4)1,2,3,4

14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Высившиеся там и сям могильные курганы глядели сурово и мертво.

2) Я люблю эти темные ночи эти звезды и клены и пруд.

3) Над чистым озером как справа так и слева шелестел камыш.

4) И академику и журналисту и редактору журнала всё уже было ясно.

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Многочисленные врачи (1) среди которых (2) был и известный профессор (3) вряд ли могли предполагать такой исход.

1)1,3    2)1,2,3     3)2     4)1,2

Прочитайте текст и выполните задания 16 – 20

(1)В 1924 году появилось сообщение южноафриканского анатома профессора Раймонда Дарта. (2)Дарту удалось обнаружить возле Йоханнесбурга целую коллекцию ископаемых черепов. (3)Среди находок обращал на себя внимание череп, слишком примитивный для человека, но необычайно прогрессивный для обезьяны. (4)Обладатель другого черепа (трёх-четырёхлетний ребёнок) имел большой мозг, каким не могла похвастаться ни одна из человекообразных обезьян, и похожие на человеческие зубы. (5) … судя по костям, он ходил гораздо прямее, чем шимпанзе. (6)Дарт тогда назвал обладателя черепа австралопитеком африканским и заявил, что считает его промежуточным звеном между обезьяной и человеком. (7)Это был переворот в антропологии.

16. Определите стиль и тип текста.

1) публицистический стиль; описание

2) художественный; повествование

3) научный стиль; повествование с элементами описания

4) публицистический стиль; рассуждение

17. Укажите, какое слово должно стоять на месте пропуска в 5 предложении.

1) поэтому 2) так как 3) наконец 4) и

18. В предложениях 5 – 6 найдите фразеологизм. Выпишите его.

19. Перепишите текст. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Ра(н-нн)ей осенью лес похож.. на терем ра..писной. Хорошо устроит..ся под белоствольной берё..кой и долго рассматривать золотые краски окрес..ного леса л..ловый краешек неба. Тихо уютно ..десь. В (не)объятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе ле..ко и спокойно.

23.05. Проверь себя. Тесты по орфографии за курс 10 класса.

 тест по теме «ОРФОГРАФИЯ»

1.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) сапоги пром..кают, обм..кнуть оладьи в сметану, ср..внять с землёй

2) р..стовщик, пром..кательная бумага, р..весник

3) распол..жение, к..саться, выг..реть

4) р..внина, ур..внение, сотв..рить

2.В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая ударением гласная корня?

  1. р..скошный, м..нимальный, в..риант

  2. к..мпьютер, пр..цедура, с..мметрия

  3. пс..хология, д..агностировать, амн..стировать

  4. проф..ль, т..моженник, в..льсировать

3.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. в ваш..м присутстви.., о наступающ..й осен..

  2. о дальн..м путешестви.., в мерцающ..м пламен..

  3. на син..м бархат.., о всеобщ..м признани..

  4. о неподтвердивш..йся гипотез.., в крайн..м случа..

4.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

1) ткач.., жгуч.., печ..

2) чертёж.., проч.., пряч..

3) трескуч.., стали собират..ся, смеркает..ся

4) испеч.., вещ.., гуаш..

5.В словах какого ряда на месте пропуска пишется Е?

  1. пч..лка, ож..г руку

  2. пощ..чина, получил ож..г

  3. обж..ра, ухаж..р

  4. ж..нглёр, ч..рточка

6.В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) серебря..ая ложка

2) кова..ое железо

3) вырубле..ая просека

4) окно занавеше..о

7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. разобид..шься, высуш..нный

  2. наде..шься, раскле..вший

  3. услыш..шь, просе..нный

  4. брос..шь, вид..мый

  5. 8. .В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Почти (не)умолкая, галдели воробьи и сороки.

2) Исчезнуть Васильева заставили причины, следствием (не)установленные.

3) Претензии до сих пор (не)высказаны.

4) Фильм оказался (не)интересным, скучным.

 

9.На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

О чём бы Куприн н(1) писал, он с первых же слов захватывал читателя полной достоверностью своей прозы.

Жизнь, казалось, сомкнула круг, и Грину больше н(2) было в ней н(3)радости, н(4) разумного занятия.

1) 1 2) 1,2 3) 1,2 ,3, 4 4) 1,3,4

 

10. В каком случае выделенное слово пишется слитно?

1) Я не знал, что он имел (в)виду.

2) (В)виду приближающейся бури беспокоились о рыбаках, находившихся в море.

3) У него была привычка разговаривать, (не)смотря на собеседника.

4) Он был в командировке (в)продолжение месяца.

 

11. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (полу)сапожки, (девяносто)летний, (в)забытьи

2) (обще)славянский, (на)вечно, (так)что

3) (пяти)часовой, (агро)фирма, (на)отмашь

4) (литературно)художественный, (по)крепче, (на)перебой

    1.  

12.. Найдите вариант с орфографической ошибкой.

1) Президент

2) презирать

3) преоритет

4) президиум

26.05.Повторение.  Лексика.

тест по теме  «Лексикология и фразеология» 

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
  2. Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
  3. Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
  4. Ему вспомнились стихи, прочитанные  недавно в одном журнале.
  5. Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
  6. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
  7. Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
  8. Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
  9. Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
  10. И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
  11. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
  12. Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
  13. Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
  14. Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
  15. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
  16. Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
  17. Смелые побеждают – трусливые погибают.
  18. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
  19. В окнах сверкала молния, и  стёкла дрожали от грома.
  20. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?  
  21. Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
  22. Обед как всегда был сытным и вкусным.
  23. Царственная красота зимнего леса поразила его.
  24. Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
  25. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
  26. Волны моря бились о гранитные камни набережной.
  27. Я остановился в густой тени старой сосны.
  28. Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
  29. Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
  30. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
  31. Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
  32. Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
  33. Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
  34. Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
  35. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
  36. Душа в душу
  37. Задать перцу
  38. Во весь опор
  39. Нога за ногу
  40. В каком ряду слова не являются антонимами?
  41. Сытый – голодный
  42. Альянс – союз
  43. Типичный – уникальный
  44. Хитрый – простодушный
  45. Укажите, чем являются  слова планировка – планирование?
  46. Синонимами
  47. Антонимами
  48. Паронимами
  49. Омонимами
  50. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является
  51. Эпитетом
  52. Сравнением
  53. Метафорой
  54. Олицетворением
  55. В каком словаре можно уточнить написание слова?
  56. Словообразовательном
  57. Толковом
  58. Орфографическом
  59. Энциклопедическом
  60. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
  61. Ей нравилась его прямота и непринуждённость.
  62. Это был человек представительской внешности.
  63. Марья была искусственная мастерица
  64. В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.
  65. Значение какого фразеологизма определено неправильно?
  66. Стоять как вкопанный – не двигаясь
  67. Бежать сломя голову – очень быстро
  68. Белая ворона – человек в белом
  69. Как снег на голову – неожиданно.
  70. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Мещёра – остаток (1) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3) как кафедральные соборы.  Даже  старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру, - на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7) тают, стоя на месте. Сухое (8) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

(9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит.   (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

  1. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?
  2. Здравый, мощь, добродетель, чуждый
  3. Здоровый, мощь, зима, чужой
  4. Здравый, мочь, добродетель, чужой
  5. Здоровый, мочь, зима, чуждый
  6. Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими
  7. Свеча, солнце, утюг, тулуп
  8. Корзина, кружево, зодчий, невод
  9. Ребёнок, сказка, шуба, зонтик