Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9

Адрес456011, Российская Федерация, Челябинская область, город Аша, Фрунзе, 34

Контакты администрации +7(351)592-04-12 9mou@mail.ru

Литература

  Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий : среда. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения. Прошу присылать ответы на домашние на мой адрес электронной почты  kirikovaelen@gmail.com Чтобы решение не потерялось, указывайте в теме письма предмет, класс и Фамилию ученика.

 

08.04  М.А.ШОЛОХОВ РОМАН-ЭПОПЕЯ "ТИХИЙ ДОН"КАРТИНЫ МИРНОЙ И ВОЕННОЙ ЖИЗНИ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА.

СМ.ФИЛЬМ С.А.ГЕРАСИМОВА "ТИХИЙ ДОН",ЧИТ. Т1-3

Роман М. Шолохова «Тихий Дон» посвящен изображению жизни казачества в трагические годы российской истории. Человек и история – одна из центральных проблем романа-эпопеи, и избранный автором жанр обязывал писателя к глубокому и всестороннему отражению эпохи. Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» является война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова – это зеркало, своеобразно отражающее и события мировой истории.. Тема шолоховского романа – семья, простой человек в водовороте исторических событий. Впервые в русской литературе в «большом жанре» – романе – люди из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а в самом центре. Каждый из характеров, изображенных М. Шолоховым, несет в себе ту неповторимость, которая составляет разнообразие и богатство человеческого мира(слайд 3)

«Тихий Дон» - это повествование не только о грандиозной революции, о катаклизме, пережитом Россией, но и повествование о драматической, трагической любви

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ

Контрольная работа по литературе на тему «Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон».              

  1. В каком году Шолохов был удостоен Нобелевской премии?
  2. На протяжении какого времени происходят события романа «Тихий Дон»?
  3. Какое сословие изображает М.А. Шолохов в своих произведениях?

  4. Назовите литературный термин, обозначающий образные определения, которыми автор пользуется, изображая Аксинью: «порочная красота», «скорбная усталость», «облегчающие слёзы»?

  5. Кто из героев романа «Тихий Дон» в бою убивает австрийца, а потом, «сам не зная для чего», подходит к нему, смотрит в лицо убитого и проникается к нему чувством сострадания?
  6. Для чего М.А. Шолохов использует диалектную лексику?
  7. Переведите на литературный язык цитату из романа: «ездил в станицу за ухналями, видал хуторного одного».
  8. Какое средство художественной выразительности использует М.А. Шолохов в строчках: «За розовеющим, весёлым, как детская улыбка, облачком маячил в небе тоненький-тоненький краешек неба»?
  9. Какое средство художественной выразительности позволило М.А. Шолохову образно охарактеризовать героиню: «Аксинья пробовала уснуть, но мысли размётывали сон, как ветер копну сена»?
  10. Как называется описание в художественном произведении: «У крутояра лёд отошёл от берега. Прозрачно-зелёная вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев»?
  11. Найдите в предложении эпитеты, подчёркивающие равнодушное величие природы: «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим над холодным солнцем миром».
  12. Поразмышляйте, опираясь на страницы романа на тему: «Почему роман «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых?
  13. 15.04 ТЕМА:Остаться человеком» (По рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

    Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисо­вича»

  14. Александр Исаевич Солженицын, лауреат Нобелевской премии, а в 2006 году Государственной премии за "выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности", во время войны капитан советской армии, орденоносец, физик и математик по образованию, человек, которого постигла суровая судьба изгнанника и узника сталинского ГУЛАГА

     Рассказ  , написанный в 1959 году  , был  
    задуман еще в лагере в 1950 году .
    Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием   произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.Иван Денисович Шухов – один из многих ,попавших в лагерь .В 1941 году он ,простой человек, крестьянин ,честно воевавший, оказался в окружении потом в плену .Бежав из плена ,он попадает в советскую контрразведку .Единственный шанс остаться в живых -это признание в том , что даже следователь не может придумать , какое же задание было дано «шпиону».Так и написали просто «задание».Шухова сильно избивали ,и он решил подписать признание  .Так Иван Денисович оказался в лагере.

 ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙ БИОГРАФИЮ ПИСАТЕЛЯ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА,РАССКАЗ "ОДИН

ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА",ВЫПОЛНИ ТЕСТ К ТЕКСТУ РАССКАЗА

Тест по рассказу "Один день Ивана Денисовича

 
1. Назовите фамилию Ивана Денисовича?
  1. Тюрин
  2. Шухов
  3. Фетюков
  4. Петров
2. Какое здание достраивает бригада Ивана Денисовича?
  1. клуб
  2. больница
  3. аэропорт
  4. ТЭЦ
3. Сколько лет Иван Денисович уже отсидел в тюрьме на момент повествования в рассказе?
  1. 8 лет
  2. 9 лет
  3. 10 лет
  4. 11 лет
4. Что всегда носит с собой в валенке Иван Денисович?
  1. фотографию семьи
  2. ложку
  3. спички
  4. расческу
5. Какой номер носит осужденный Иван Денисович?
  1. А-854
  2. М-854
  3. Щ-854
  4. Я-854
6. Какую профессию Иван Денисович осваивает в тюрьме?
  1. фельдшер
  2. повар
  3. бухгалтер
  4. каменщик
7. У Ивана Денисовича есть:
  1. два сына
  2. две дочери
  3. один сын
  4. одна дочь
8. Откуда родом Иван Денисович?
  1. из Тверской области
  2. из Рязанской области
  3. из Брянской области
  4. из Калужской области
9. В каком году Иван Денисович попадает на войну? 
  1. в 1941 году
  2. в 1942 году
  3. в 1943 году
  4. в 1944 году
10. По какой статье осужден Иван Денисович?
  1. статья 28
  2. статья 38
  3. статья 48
  4. статья 58
11. Что Иван Денисович шьет в тюрьме за деньги?
  1. сумки
  2. кошельки
  3. тапочки
  4. перчатки
12. Сколько раз в год Иван Денисович может писать письма домой?
  1. 1 раз в год
  2. 2 раза в год
  3. 5 раз в год
  4. 10 раз в год
13   7 лет тюрьмы Иван Денисович проводит в лагере:
  1. в Чите
  2. в Норильске
  3. в Воркуте
  4. в Усть-Ижме
14. Какой номер носит бригада Ивана Денисовича?
  1. №102
  2. №103
  3. №104
  4. №105
15. Из-за какой болезни у Ивана Денисовича выпали зубы?
  1. оспа
  2. цинга
  3. грипп
  4. туберкулез
16. Сколько лет Ивану Денисовичу на момент повествования в рассказе?
  1. 40 лет
  2. 50 лет
  3. 60 лет
  4. 70 лет

    17  Определите центральную тему произведения:
    1) Одиночество человека в лагерных условиях
    2) Победа человеческого духа над лагерным насилием 
    3) Правила выживания в условиях исправительного лагеря  

    22.04. ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА. В.ШАЛАМОВ. "КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ"

 

ИЗ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ: 1937-й ГОД. Арест и пять лет колымских лагерей, растянувшиеся на пятнадцать, так как в 1943 году прибавили еще десять лет за антисоветскую агитацию: назвал эмигранта Бунина русским классиком. Если бы не было этого повода, нашелся бы другой.

Варлам Тихонович Шаламов освободился из заключения в 1951 году, но  выехать с Колымы не мог. Он работал фельдшером в маленьком поселке в Якутии. Отсюда с оказией он отправил две тетради своих стихов Б. Пастернаку (они были частично опубликованы при жизни Шаламова).

В 1953 году Шаламов приехал в Москву, но жить ему здесь не разрешили. В короткие два дня пребывания в столице он встретился с Б. Пастернаком, а потом уехал жить и работать на торфоразработки в Калининскую область.

В 1956 году Шаламов был реабилитирован и вернулся в Москву. После двух десятилетий бесправия, голода, невозможности заниматься любимым делом Шаламов в подлинном смысле воскресает из мертвых, воскресает и как писатель. Страстное желание высказаться за все долгие годы молчания заставляет его писать день и ночь.

ПРОЧТИ НА ВЫБОР ЛЮБОЙ ИЗ РАССКАЗОВ. ДАНО КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ.,ПОСМОТРИ ФИЛЬМ "ПОСЛЕДНИЙ БОЙ  МАЙОРА ПУГАЧЕВА" (2005г)

ЗАДАНИЕ: НАПИШИТЕ ОЧЕРК (ПО БИОГРАФИИ ,ЛИЧНОСТИ,ТВОРЧЕСТВУ В. ШАЛАМОВА  ) " МОЕ  ОТКРЫТИЕ ШАЛАМОВА"

ПОЗНАКОМЬСЯ: Колымские рассказы

1962
Краткое содержание сборника
Сюжет рассказов В. Шаламова — тягостное описание тюремного и лагерного быта заключённых советского ГУЛАГа, их похожих одна на другую трагических судеб, в которых властвуют случай, беспощадный или милостивый, помощник или убийца, произвол начальников и блатных. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение и нравственная деградация — вот что находится постоянно в центре внимания писателя.

Надгробное слово

Автор вспоминает по именам своих товарищей по лагерям. Вызывая в памяти скорбный мартиролог, он рассказывает, кто и как умер, кто и как мучился, кто и на что надеялся, кто и как себя вёл в этом Освенциме без печей, как называл Шаламов колымские лагеря. Мало кому удалось выжить, мало кому удалось выстоять и остаться нравственно несломленным.

На представку

Лагерное растление, свидетельствует Шаламов, в большей или меньшей степени касалось всех и происходило в самых разных формах. Двое блатных играют в карты. Один из них проигрывается в пух и просит играть на «представку», то есть в долг. В какой-то момент, раззадоренный игрой, он неожиданно приказывает обычному заключённому из интеллигентов, случайно оказавшемуся среди зрителей их игры, отдать шерстяной свитер. Тот отказывается, и тогда кто-то из блатных «кончает» его, а свитер все равно достаётся блатарю.

Одиночный замер

Лагерный труд, однозначно определяемый Шаламовым как рабский, для писателя — форма того же растления. Доходяга-заключённый не способен дать процентную норму, поэтому труд становится пыткой и медленным умерщвлением. Зек Дугаев постепенно слабеет, не выдерживая шестнадцатичасового рабочего дня. Он возит, кайлит, сыплет, опять возит и опять кайлит, а вечером является смотритель и замеряет рулеткой сделанное Дугаевым. Названная цифра — 25 процентов — кажется Дугаеву очень большой, у него ноют икры, нестерпимо болят руки, плечи, голова, он даже потерял чувство голода. Чуть позже его вызывают к следователю, который задаёт привычные вопросы: имя, фамилия, статья, срок. А через день солдаты уводят Дугаева к глухому месту, огороженному высоким забором с колючей проволокой, откуда по ночам доносится стрекотание тракторов. Дугаев догадывается, зачем его сюда доставили и что жизнь его кончена. И он сожалеет лишь о том, что напрасно промучился последний день.

Последний бой майора Пугачева

Среди героев прозы Шаламова есть и такие, кто не просто стремится выжить любой ценой, но и способен вмешаться в ход обстоятельств, постоять за себя, даже рискуя жизнью. По свидетельству автора, после войны 1941–1945 гг. в северо-восточные лагеря стали прибывать заключённые, воевавшие и прошедшие немецкий плен. Это люди иной закалки, «со смелостью, умением рисковать, верившие только в оружие. Командиры и солдаты, лётчики и разведчики...». Но главное, они обладали инстинктом свободы, который в них пробудила война. Они проливали свою кровь, жертвовали жизнью, видели смерть лицом к лицу. Они не были развращены лагерным рабством и не были ещё истощены до потери сил и воли. «Вина» же их заключалась в том, что они побывали в окружении или в плену. И майору Пугачеву, одному из таких, ещё не сломленных людей, ясно: «их привезли на смерть — сменить вот этих живых мертвецов», которых они встретили в советских лагерях. Тогда бывший майор собирает столь же решительных и сильных, себе под стать, заключённых, готовых либо умереть, либо стать свободными. В их группе — лётчики, разведчик, фельдшер, танкист. Они поняли, что их безвинно обрекли на гибель и что терять им нечего. Всю зиму готовят побег. Пугачев понял, что пережить зиму и после этого бежать могут только те, кто минует общие работы. И участники заговора, один за другим, продвигаются в обслугу: кто-то становится поваром, кто-то культоргом, кто чинит оружие в отряде охраны. Но вот наступает весна, а вместе с ней и намеченный день.

29.04 А.Т.Твардовский.Биография и творчество. Поэма "По праву памяти"

Прочитать биографию поэта, текст поэмы "По праву памяти"

Задание:Написать кратко биографию поэта (обязательно отразить качества личности,характера Твардовского, указать какие автобиографические события отразились в поэме "По праву памяти")

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/08bc/00146793-