Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9

Адрес456011, Российская Федерация, Челябинская область, город Аша, Фрунзе, 34

Контакты администрации +7(351)592-04-12 9mou@mail.ru

Русский язык

Уважаемые ученики и родители!

         Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий : суббота. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения. Прошу присылать ответы на домашние на мой адрес электронной почты  kirikovaelen@gmail.com Чтобы решение не потерялось, указывайте в теме письма предмет, класс и Фамилию ученика.

    11..04. Так на пробном экзамене    по русскому языку    чаще всего  вы допускали ошибки в заданиях на грамотность,то необходимо  проработать эти пробелы. На сайте ФИПИ www.fipi.ru.  даются не только тестовые задания ,но и теория (правила) к ним.

Выполните  задания в данном  тесте.

ЗАДАНИЕ 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) выр..стать, выр..внять, г..ризонтальный
2) подг..рать, прекл.нение, утв..рь
3) к..морка, водор..сли, ок..сел (на один глаз)
4) пл..вец, прил..гательное, заск..чить
5) обм..кнуть, соб..рать, инт..ллигентный

 Ответ

ЗАДАНИЕ 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..шумный, и..сушить, ра..путать
2) пр..забавный, пр..городный (киоск), пр..бить (доску)
3) ..делать (уроки), ра..чертить, бе..заботный
4) пр..ехать (домой), пр. глушить, пр..брежный
5) д..ехать, пр..дать (в магазине), з..петь

 Ответ

ЗАДАНИЕ 11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) владел..ц, нищ..нка, потч..вать
2) засе..нный, леле..мый, горшоч..к
3) кузнеч..к, пугов..ца, протал..нка
4) продл..вать, ре..ть, масл..ные (блины)
5) искат..ль, сирен..вый, увид..нный

 Ответ

ЗАДАНИЕ 12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (они) кол..т, се..щий
2) застел..нный, увид..ть
3) слыш..мый, выгор..вший
4) движ..щий, бре..щий
5) закле..нный, чита..мый

 Ответ

ЗАДАНИЕ 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

Вы вовсе (НЕ) ДОБРЫЙ человек, как пытаются внушить мне многие.
(НЕ) УВИДЕВ в нем признаков сожаления, он обрушил на него ещё один взрыв ярости.
Напрасно искали они металлическую коробочку, в которой лежала еще никем (НЕ) ПРОЧИТАННАЯ телеграмма.
И по ту и по другую сторону тут был лес, правда густой, тёмный, (НЕ) КРАСИВЫЙ.
Ты знаешь, я (НЕ) МОГУ тебе пока объяснить.

 Ответ

 ЗАДАНИЕ 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 

Она сложила узлы и (В)ТЕЧЕНИЕ дня переволокла один за другим в новое жилище, ЧТО(БЫ) начать новую жизнь.
Но, может, (ПО)ТОМУ и не выдержал, что был самым сильным, (ОТ)ТОГО и надорвался.
Бабушка наверняка осудила бы взрослого Колюню (ЗА)ТО, что ни в каких голосованиях её внук В)СИЛУ своей лени не участвовал.
Просто я узнал об устройстве мира ЧТО(ТО) такое, что мне не понравилось, ПО(ТОМУ) что ужасало.
Пчёлка (ТОТ)ЧАС полетела на этот запах, и по запаху нашла (светло)розовый кустик травы душицы.

 Ответ

ЗАДАНИЕ 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В утре(1)ем воздухе стоял запах дымка от разожже(2)ой на кухне печки, раздавалось звонкое петуши(3)ое пение, далекий лай собак, печальный звон колокольчиков, если в то ветре(4)ое время года на пастбище гнали коз.

 Ответ

Тренировочная работа. Задания с 9 по 15 на ЕГЭ
 
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная
чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) ан..логия, пр..вление, р..систый
2) б..рхатистый, ж..стикуляция, бл..стательный
3) выр..щенный, к..снуться, зам..реть
4) выж..гать, з..рница, возг..рание
5) возг..рдиться, г..ристый, д..апазон
 
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непрове-
ряемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) к..тастрофа, мор..торий, эксп..римент
2) н..тация, кат..комбы, д..алогический
3) р..скошествовать, р..ссияне, поз..видовать
4) пор..сль, про..вление, з..рница
5) к..рифей, к..кошник, об..яние
 
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная
непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) л..биринт, п..литра, абон..мент
2) эксп..нат, инт..ллектуал, б..рельеф
3) заг..раться, бл..стать, перев..зить
4) пост..лить, отв..твление, укр..шать
5) аттр..кцион, абр..косовый, к..стюмированный
 
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная
проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) кл..ссицистический, лим..тированный, повстр..чаться
2) ори..нтировочный, разг..рающийся, прик..сновение
3) прик..саться, выб..раться, орг..низационный
4) зам..рать, к..стюмированный, расст..лающийся
5) сист..матизация, те..тральный, разв..вать (голос)
 
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та
же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..печный, ..борная, ра..пилить
2) пр..своил, пр..стол, пр..возмочь
3) под..шёл, пр..рубить, от..брать
4) по..скочил, на..треснутый, пре..писание
5) в..южный, неб..ющийся, белич..и
 
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та
же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..жалостный, ра..цвести, и..бранный
2) подн..жал, зан..вес, пон..выращивать
3) пр..светлый, пр..увеличить, пр..рывистый
4) меж..гровой, от..скал, на..зготове
5) с..ёжиться, раз..ём, под..езжать
 
7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та
же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..кратил, пр..восходный, пр..возмог
2) бе..цельный, и..чез, ра..правленный
3) с..едобный, ин..екция, раз..ярённый
4) по..прыгнул, о..бой, на..кусил
5) пред..стория, с..гранный, из..мать
 
 
 
 

    18.04 Тема: Изобразительно - выразительные средства : тропы и фигуры.

 Повторите теорию по данным таблицам или по словарю "Тропы и фигуры"

Пользуясь данными таблицами и словарем "Изобразительно - выразительные средства : тропы и фигуры",

 выполните следующий тест

  Выполните   тест  «Изобразительно-выразительные средства»

 I. Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

 

  Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди ...

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

  1. Милый друг, и в этом тихом доме,

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне место в тихом доме

Возле мирного огня. (А. Блок)

  1. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. (Лебедев - Кумач)
  2. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (пословица)
  3. Изумительный наш народ. (И. Эренбург)

 

А. инверсия                              Б. анафора                           В. эпифора

Г. антитеза                           Д. параллелизм

   (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

 

2 . Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

  1. Мужики- за топоры.
  2. Нет, я хотел. .. быть может, вы ... я думал,

что уж барону время умереть. (А.С. Пушкин)

  1. Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)

  1. Душа к высокому тянется.
  2. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.С. Пушкин)

 

А. градация    Б. инверсия    В. умолчание    Г. риторическое обращение   Д. эллипсис

 (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

 3. . Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

  1. Знаете ли вы украинскую ночь? (Гоголь)
  2. Офицер - из пистолета,

Теркин - в мягкое штыком (А. Твардовский)

  1. Нам тошен был и мрак темницы, и сквозь решетки свет денницы, и стражи клик, и звон цепей, и легкий шум залетной птицы. (А.С.Пушкин)
  2. Не вздумай бежать!

                    Это я вызвал.

Найду.

               Загоню.

                              Доконаю.

                                                 Зашучу.

                                                                   (В. Маяковский)

  1. Я стою у высоких дверей,

    Я слежу за работай твоей.

 

А. многосоюзие                Б. эллипсис                   В. синтаксическая анафора

Г. риторический вопрос                                      Д. градация

     (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

   4 .Установите соответствие между предложениями и тропами.

  1. Быстро мелькают золотые дни беспечного, веселого детства. (Д.В. Григорович)
  2. Могучий дуб стоит, как боец подле красивой липы. (И.С. Тургенев)
  3. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни. (А.С. Пушкин)
  4. Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
  5. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)

 

А. метафора           Б. сравнение            В. эпитет    Г. гипербола          Д. метонимия                      

                       (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

  5.  Установите соответствие между предложениями и тропами.

  1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов)
  2. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С. Грибоедов)
  3. Отколе, умная, бредешь, ты, голова. (И.А. Крылов)

     4.И вот сама идет волшебница зима. (А.С. Пушкин)

  1. В груди её птицею пела радость. (М. Горький)

 

А. сравнение              Б. литота             В. эпитет         Г. синекдоха       Д. ирония

  (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

 Установите соответствие между предложениями и тропами.11!

6 ..1 Утешится безмолвная печаль и резвая задумается радость. (А.С. Пушкин)

2.Ты знаешь край, где все обильем дышит, где реки льются чище серебра. (А.К.Толстой)

3.На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А. Ахматова)

4 ,Пройдет - словно солнцем осветит!

     Посмотрит - рублем подарит. (Н. Некрасов)

  1. Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М. Лермонтов)

 А. перифраза     Б. сравнение       В. гипербола      Г. оксюморон       Д. олицетворение

                                               (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

 

7. Какой прием использован в цитируемой строке М. Лермонтова?

«Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг».

 А. метонимия Б. сравнение В. оксюморон     Г.градация  Д, антитеза

   (За правильный ответ – 1 балл)

 

8.  Какой прием использован в цитируемой строке А.Твардовского?»

«Полночь в мое городское окно входит с ночными дарами.

 А.гипербола Б. литота В. сравнение      Г. олицетворение     Д. синекдоха

                                                                                    (За правильный ответ – 1 балл)

 9.  .Какой прием использован в цитируемой строке А.С. Пушкина?

«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».       

 А метафора Б. метонимия В. эпитет     Г. сравнение   Д.оксюморон

 (За правильный ответ – 1 балл)

 10.  Какой прием использован в цитируемой строке А.С. Пушкина?

«Страна восходящего солнца - мечта каждого путешественника».

А олицетворение Б. литота В. перифраза   Г. эпитет   Д. аллегория

(За правильный ответ – 1 балл)

  1. 25.04. Тема: Лексические и морфологические нормы. Как не допустить ошибок в образовании форм слова.(ЕГЭ задание №6)
    Изучи теорию и выполни тесты к заданию №6


3. Склонение числительных
1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней,
разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как
правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как
же он склоняется.
2) Проверить написание корня СТА- можно, если вместо него подставить слово
НОТЫ. Окончание этого слова совпадает с окончанием числительного: с двумя
(нотАМИ) стАМИ.
3) Запомните написание числительных:
• Двумя
• Тремя
• Четырьмя
• Шестью
• Семью
• Восьмью
4) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только
одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.
4. Склонение числительного «ТЫСЯЧА»: числительное «тысяча» имеет в косвенных
падежах такие же окончания, как существительные 1 склонения. Чтобы проверать
правильность написания, подставьте вместо «тысяча» слово «земля» (сущ.1 скл. с
ударным окончанием).

 Задание. Выполните тесты, пользуясь данной теорией

За­да­ние 6

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

№1

№2

№3

№4

№5

пара ДЖИН­СОВ

более СВЕТ­ЛЫЙ

ЗА­ПРЕ­ТЯ­ЩИЙ игры

более ПО­ЛУ­ТО­РАС­ТА зри­те­лей

около трех АРШИН

 

пять КА­СТРЮЛЬ

шире ПЛЕЧ

свыше ста се­ми­де­ся­ти КИ­ЛО­МЕТ­РАХ

НА­ПО­ИВ чаем

НА­ДЕТЬ на­уш­ни­ки

 

ДЛИН­НЕЕ

ПО­ЕЗ­ЖАЙ­ТЕ быст­рее

ЗА­МО­РОЗ­КОВ

на ОБОИХ бе­ре­гах

ста­рых БАС­НЕЙ

 

МЛЕ­КО­ПИ­ТА­Ю­ЩИ­Е­СЯ жи­вот­ные

ЛЕГ­ЧАЙ­ШЕЕ пёрышко

ВЫ­ЗДО­РО­ВЕЮ

много БРЫЗГ

ЕДКИЙ аэро­золь

 

пара САПОГ

ки­ло­грамм ПО­МИ­ДО­РОВ

ЕХАЙ вперёд

в ДВЕ ТЫ­СЯ­ЧИ пятом году

 

 

№6

№7

№8

№9

№10

ис­пан­ские ВЕЕРА

самый КРЕП­ЧАЙ­ШИЙ чай

более ТЕР­ПЕ­ЛИВ

ПЯ­ТЬЮ­СТА­МИ кон­вер­та­ми

при­го­то­вить ОЛА­ДИЙ

 

ка­па­ет со СВЕ­ЧЕЙ

НАИ­БО­ЛЕЕ удач­но

СЕ­МЬЮ­ДЕ­СЯ­ТЬЮ по­мощ­ни­ка­ми

ЕХАЙ прямо

новых ПО­ЛО­ТЕ­НЕЦ

 

ШЕ­СТЬЮ­СТА­МИ учеб­ни­ка­ми

пусть ПО­ПРО­БУ­ЕТ

спе­лых АБ­РИ­КО­СОВ

ЖЁСТЧЕ де­ре­ва

НАИ­БОЛЬ­ШЕ

 

не­сколь­ко НОЖ­НИЦ

уме­лые ПО­ВА­РА

ДВОЕ по­дру­жек

в ПО­ЛУ­ТО­РА часах

ПЯТЬ ба­ры­шень

 

ино­стран­ные ПАС­ПОР­ТА

ТРЁХСТАМ жи­те­лям

на­сквозь ПРО­МОК

ПО­ЕЗ­ЖАЙ­ТЕ на юг

ОДЕНЬ ребёнка

 

 

№11

№12

№13

№14

№15

около ПЯ­ТИ­СОТ фо­то­гра­фий

ПО­ЕЗ­ЖАЙ­ТЕ в город

пара НОС­КОВ

ПО­СКОЛЬЗ­НУТЬ­СЯ

брат БОЛЕЕ УМНЕЕ

 

ПРО­ПО­ЛО­ЩИ бельё

около ВОСЬ­МИ­СОТ стра­ниц

под­пи­ши­те ДО­ГО­ВО­РЫ

НАИ­ЛУЧ­ШИЙ день

с Вось­мым МАР­ТОМ

 

с ТРЕ­МЯ­СТА­МИ но­во­бран­ца­ми

жа­ре­ные ТЕ­ТЕ­РЕ­ВА

около трех АР­ШИ­НОВ

ЛЯГТЕ на ку­шет­ку

без ПОГОН

 

из­вест­ных ГРУ­ЗИН

ЛЯГТЕ на диван

ИХ дети

пять БЛЮ­ДЕЦ

боль­ше ПЯТЬ­ДЕ­СЯТ руб­лей

 

в ПЯ­ТИ­СТАХ мет­рах от­сю­да

варка МА­КА­РОН

ЗАЖЖЁТСЯ огонь

ОБО­И­МИ пре­по­да­ва­тель­ни­ца­ми

без ПОГОН

 

 

№16

№17

№18

№19

№20

ЖГЁШЬ со­ло­му

пара ЯБЛОК

о ШЕ­СТИ­ДЕ­СЯ­ТИ со­труд­ни­ках

ОБЕ­И­МИ ру­ка­ми

ШОФЁРЫ со ста­жем

 

вкус­ные ТОРТА

в АЭРО­ПОР­ТУ

МО­ЛО­ЖЕ брата

в ТРЁХСТАХ мет­рах

зна­ме­ни­тых МОН­ ГО­ЛОВ

 

ПО­ВЕ­СЕ­ЛЕЕ

ряд КРИ­ТЕ­РИ­ЕВ

не ПРО­РО­НЯЯ слов

ОБОИХ сту­ден­тов

ИХ труды

 

на ТРИ­СТА ПЯТЬ­ДЕ­СЯТ седь­мой стра­ни­це

эта ра­бо­та БОЛЕЕ ЛУЧШЕ

не­сколь­ко МАН­ДА­РИ­НОВ

хо­ро­шие ДОК­ТО­РА

СМОТ­РЯ вперёд

16.05  Обобщение знаний за курс 11 класса.

  Выполните      контрольный тест.

Прочитайте текст, выполните задания 1 – 3

(1)Гибель Западной Римской империи в эпоху раннего Средневековья повлекла за собой разрушение храмов, роскошных загородных вилл, разгром целых городов, утрату многих произведений изобразительного искусства, уничтожение письменных памятников прошлого и, как следствие, упадок культуры в целом. (2) наследие античной цивилизации, обращённой в прах, не исчезло бесследно. (3)В основе новой культуры лежал синтез традиций романских, кельтских, германских народов и ряда достижений античной культуры, а христианство стало тем фактором, который облегчил постепенное объединение столь разных культур в единую культуру средневековой Европы.

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Гибель Западной Римской империи в эпоху раннего Средневековья привела к упадку и разрушению великой культуры, созданной античной цивилизацией.

2) На основе античной культуры, почти разрушенной в эпоху раннего Средневековья, и традиций романских, кельтских и германских народов, объединённых христианством, образовалась новая европейская культура.

3) Наследие погибшей Западной Римской империи в сочетании с традициями романских, кельтских и германских народов и объединяющей силой христианства стало основой новой европейской культуры Средневековья.

4) Христианство стало главной объединяющей силой в период упадка новой культуры европейского Средневековья, формировавшейся на основе традиций кельтских, романских и германских народов.

5) Гибель Римской империи была закономерной, так как античная цивилизация должна была уступить место более сильным традициям романских, германских и кельтских народов.

  1. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетания слов).

Кроме того,    Между тем     Потому    Дело в том, что    Так что

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУРА, -ы, ж.

1) Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении. История культуры.

2) То же, что культурность. Человек высокой культуры.

3) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного. К. шелкопряда.

4) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. речи.

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

свЕрлит

оптОвый

мозаИчный

зАгнутый

донЕльзя

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Глобальные перемены предстоит ПРЕТЕРПЕТЬ всему европейскому миру.

Если костюм на вас чуть мешковат, то это недостаток чисто ЭТИЧЕСКИЙ, он касается только внешности, к тому же его легко можно исправить.

Этот мужчина весь был беспощадно вежливый, ИРОНИЧНЫЙ, строгий и всепонимающий.

Кроме того, учреждены специальные призы правительства, мэрии, приз союза цирковых деятелей и ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий.

В день свадьбы отец НАДЕЛ парадный наряд с лентой через плечо и был необыкновенно красив на церемонии бракосочетания своей дочери.

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ отзывами

земные НЕДРА

помыть ШАМПУНЕМ

МЕЛИТЬ зерно на мельнице

ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ на льду

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Сидя на берегу, мы любовались как красотой заката, так и счастливыми лицами друг друга.

2) Заказ будет аннулирован по истечению срока хранения.

3) Она лежала в своём кресле, в сотый раз перебирая несколько услышанных ею сегодня фраз.

4) Я не узнал своего любимого деревца: его ветви обрубили, расположенные низко.

5) Находясь в лесу, многое представляет опасность, поэтому будьте осторожны и внимательны.

6) Картины этой группы молодых художников не только выставлялись в скромных клубах и на городских площадках, но и в больших музейных залах.

7) Некоторые ученики не выполняют домашних заданий.

8) Я и мои друзья готовлюсь к общегородской конференции по обществознанию.

9) Прочитанная профессором лекция имела большой успех, так как затрагивала актуальные проблемы. 

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

масс..жёр

т..пличный

св..детель

взр..стить

(предвыборная) к..мпания

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. 

пр..бежище, пр..бывал (в городе)

и..ход, не..добровал

в..ёт (верёвки), под..язычный

под..грал, вз..мать

о..бывал (наказание), по..толкнул

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

перекоч..вали

повел..вать

застенч..вый

эмал..вый

посе..в (пшеницу)

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 неприемл..мый

расчерч..нный

(туман) стел..тся

высп..шься

колебл..мый (ветром)

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Дверь на веранду была (НЕ)ЗАКРЫТА.

Рукопись эта проливает свет на страну, никому до сего времени в подробностях (НЕ)ИЗВЕСТНУЮ.

Халат имел в глазах Обломова тьму (НЕ)ОЦЕНЁННЫХ достоинств.

Воздух здесь был (НЕ)НАШ, чужой, и у меня защемило сердце.

Ящик оказался (НЕ)ЧЕМ иным, как хранилищем патронов.

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)ВСТРЕЧУ поезду летели столбы, перелески, степи; я сидел у окна и (ПО)ДЕТСКИ наивно улыбался.

Отряд двигался всё дальше (В)СТОРОНУ леса, ЧТО(БЫ) до рассвета встретиться с партизанами.

В письме своём ТАК(ЖЕ) сообщаю, что все дела благополучно завершены мною, так что (НА)СЧЁТ этого можете больше не беспокоиться.

Раиса Павловна (ПО)НАЧАЛУ смутилась, даже (КАК)БУДТО утратила контроль над ситуацией, но быстро взяла себя в руки и продолжила беседу.

(НЕ)(ПО)ДАЛЁКУ от соснового леса мы ВСЁ(ТАКИ) решили устроить привал.

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Трагически напряжё(1)ый, полный контрастов и противоречий, освещё(2)ый изнутри постоя(3)ыми поисками идеала художестве(4)ый мир Ф.М. Достоевского отчётливо отражается в языке его произведений.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) По берегам рек жались друг к другу кусты смородины и вербы ольхи и лесной малины.

2) Вдали белел меловый скалистый берег и ярко зеленела молодая зелень дубов и сосен.

3) Я запрещаю себе размышлять о чём-либо и возвращаться мысленно к каким-либо своим ощущениями и воздерживаюсь от предположений.

4) Он слышал только частые удары сердца да глухой шум крови в голове.

5) Наталья отходила от матери и то задумывалась то принималась за работу.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 Никита (1) с трудом выпрямляя ноги (2) и (3) ссыпая с них снег (4) поднялся, и тотчас же мучительный холод пронизал его тело.

  1. Расставьте все недостающие знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Спасибо (1) милая дочь (2) за твоё сердечное внимание. Как было бы мне приятно (3) моя добрая, дорогая Китти (4) поблагодарить тебя за более удовлетворительные вести о твоём здоровье. Ведь (5) твоё здоровье составляет не меньшую из моих забот, и я предупреждаю тебя, что (6) решительно (7) не согласен разделять ту героическую покорность, с которой (8) ты (9) принимаешь своё теперешнее состояние как нечто непоправимое.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 Кабинет представлял собой высокую угловую комнату, выходившую двумя окнами в тенистый сад (1) из-за разорванной линии (2) которого (3) виднелись полоса заводского пруда (4) и контуры грудившихся гор.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Надобно посмотреть (1) в каком духе пишут сами приверженцы чистого искусства (2) и в каком духе написаны одобряемые ими произведения (3) и (4) когда мы разглядим это (5) то увидим (6) что они заботятся не о чистом искусстве, а хотят подчинить литературу служению одной тенденции, имеющей чисто житейское значение.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнееслово. Выпишите это слово.

Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва — это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность — это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал...

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести... (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.  (по Д.С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Учительница литературы отругала ученицу, которая допустила много ошибок, рассказывая о произведениях великого писателя, и поставила школьнице неудовлетворительную оценку.

2) Если человек не совершил никаких злых поступков, не совершил ни одной сделки со совестью, это ещё не значит, что он хороший человек, приносящий пользу человечеству.

3) Человека может привести в отчаяние сам факт того, что он совершил ошибку.

4) Беречь честь нужно смолоду, потому что иначе восстановить доброе имя впоследствии будет невозможно.

5) Как-то раз один человек признался рассказчику в своём плохом поступке, но это не изменило мнение рассказчика об этом человеке.

  1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 2–4 содержится повествование.

2) Предложение 7 указывает на условие того, о чём говорится в предложении 6.

3) Предложение 10 содержит ответ на вопрос, заданный в предложениях 8 и 9.

4) Предложение 35 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 34.

5) В предложениях 23–24 представлено рассуждение.

  1. Из предложений 1–5 выпишите фразеологизм.
  2. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью определительного, указательного и личного местоимений.
  3. «Стиль Д.С. Лихачёва чрезвычайно узнаваем. Причём эта узнаваемость касается и лексического, и синтаксического уровней организации текста. В синтаксисе представленного фрагмента текста стоит отметить такие средства, как (А)______ (предложение 34) и (Б)________ (предложения 8–10). А в лексике – (В)________("смелость", "мужество" в предложении 24, "ошибаться", "оступаться" в предложении 18). На протяжении всего текста автор многократно использует и такой приём, как (Г)______ ("украшает" в предложении 33, "достоинство" в предло- жении 35)».

Список терминов

1) синонимы

2) назывное предложение

3) парцелляция

4) лексический повтор

5) эпифора

6) риторическое обращение

7) метонимия

8) литота

9) вопросно-ответная форма изложения

23.05.Подготовка к ЕГЭ.Обратите внимание на уточнения и заданий экзамена от руководителя комиссии по разработке (Просмотрите и запомните словарь ударений и паронимов)

21 апреля 2020 года прошла трансляция с участием руководителя команды разработчиков заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку И.Цыбулько
Для того, чтобы вы СЭКОНОМИЛИ час своего драгоценного времени и не смотрели часовую трансляцию с помехами и перебоями, я подготовила основные выдержки, которые значимы для вас


Что по тестовой части?

  • В задании 1 на экзамене будет предусмотрено лишь 2 варианта ответов
  • Сложными в ЕГЭ названы задания 2 и 25, для правильного выполнения которых нужно знать теорию (Цыбулько рекомендует учебник Т.В. Прохоровой)
  • Слова в заданиях 4 и 5 будут использованы из официальных словника ударений и словарика паронимов ФИПИ
  • В задании 21 будут приведены однозначные предложения. Например, если вы видите БСП, то чаще всего оно будет с одним и тем же значением (например, БСП следствия), но в видах орфограмм все равно надо разбираться
 
 

Что по сочинению?

  • Более широкие или более узкие проблемы будут засчитаны в том случае, если они точно прокомментированы и логично доказаны
  • Проблемы могут не совпадать со списком проблем эксперта, их можно перефразировать. Эксперту обычно даны более обобщенные проблемы
  • Обоснование должно включать в себя четкий тезис и доказательство. Для написания доказательства собственной позиции не обязательно использовать литературный аргумент. Кроме того, можно использовать цитаты известных личностей, если они связаны с тезисом
  • Верного количества абзацев нет. То есть если ваша работа следует логическим нормам, то можно написать хоть в 5, хоть в 8 абзацев
  • Фактическая ошибка в комментарии к проблеме может быть негрубой (снижается 0,5 балла) и грубой. Грубая фактическая ошибка - это неверное понимание текста и его искажение в иллюстрации. За допущение такой ошибки иллюстрацию могут аннулировать
  • На ЕГЭ всегда есть тексты военной тематики. Чаще всего это направление "Человек и война". Здесь появляются проблемы, связанные с личностью (предательство на войне, героизм солдата, ответственность на войне и тд.)
  •  

Какие проблемы могут быть в текстах
на ЕГЭ по русскому языку?
Проблема овладения тайнами языка (отражение языка в природных явлениях; можно ли постичь природу с помощью языка).
Проблема отсутствия опыта общения с природой (каждому человеку необходимо непосредственное общение с природой).
Проблема взаимоотношения человека и природы (человек разрушает дом, в котором живёт; человечество – "болезнь" планеты).
Проблема духовной слепоты человека (жизнедеятельность человека, его поведение – реальная угроза нашей планете).
Проблема охраны природы (то, что создано природой, - величайшее чудо).
Проблема познания природы (природа прекрасна, но мы не замечаем этого).
Проблема ответственности человека перед будущими поколениями (нельзя по-варварски относиться к природе).
Проблема воздействия писательского слова на читателя (писатель должен хорошо знать то, о чём пишет).
Проблема недостаточной изученности и освоенности просторов нашей страны (путешествовать по неизведанным местам – увлекательное занятие).
Проблема неумения восхищаться красотой нетронутых и необжитых мест (понимание дикой, нетронутой красоты возможно лишь в моменты полного слияния с природой).
Проблема усталости русского языка от социальных потрясений (мы плохо представляем, что такое народ и чем он живёт).
Проблема изменения языка и причины этого (язык не может не изменяться, но это должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации; в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения; Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе).
Проблема порчи и оскудения русского языка (состояние нашего современного языка вызывает тревогу).
2

Проблема сохранения чистоты нашей речи (прививать бережное отношение к
языку).
Проблема ответственности и уважительного отношения к языку и
собеседнику (бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к
собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на
родном языке).
Проблема связи языка с историей культуры, с историей страны.
Проблема преподавания родного языка (наш язык должен быть таким же
красивым и богатым, как наша жизнь; задача учителя – научить родному языку).
Проблема отсутствия идеологии.
Проблема исторической памяти (русский народ способен на великие подвиги).
Проблема исторической памяти (как сохранить память о защитниках Вов,
погибших во время Вов).
Проблема исторической памяти (исторические документы не могут показать,
как война отразилась в судьбах людей, их сознании, душе, а без этого непонятен весь
трагизм и драматизм войны).
Проблема солдатской судьбы (В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая
родину, он может остаться неизвестным, но его подвиг стереть, забыть нельзя).
Проблема мироощущения солдата на войне (люди остро ощущают грань
между миром и войной: происходит переоценка ценностей: истинная ценность – мир,
и это укрепляет мужество, волю к победе).
Проблема мужества и стойкости солдата на войне (мужество и стойкость
проявлялись в силе духа людей).
3
Проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие; что
значит "жить духовной жизнью" в современную нам эпоху).
Проблема истинного содержания духовности (не путать с другими понятиями:
интеллигентностью, воспитанностью, образованностью – нет, это – сила духа
стремление к добру правде красоте).
Проблема духовности в искусстве (искусство должно быть духовным, и тогда
человек сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений).
Проблема нравственного возрождения человека (любовь даёт человеку новую
жизнь).
Проблема искупления греха (чтобы искупить грех, человек должен нравственно
очиститься, пройдя через страдание).
Проблема доброты (что значит быть добрым человеком).
Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие
"культурный человек").
Проблема верности принципам.
Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных
житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека:
например, как ведут себя люди в очереди, в транспорте и т.д.).
Проблема совести (что такое совесть).
Проблема чинопочитания и угодливости (пренебрежение к людям более
низкого достатка и служебного положения).
Проблема дружбы (как найти друзей: для этого нужно созреть, самому уметь
дружить – тогда и появятся друзья).
Проблема дружбы и насмешки (совмещать умение дружить и видеть
недостатки друга, не высмеивать!).
Проблема чувства собственного достоинства (совместимы ли чувство
собственного достоинства и самоуничижение).
Проблема свободы (и тот, кто унижается, и тот, кто унижает, одинаково
несвободны).
4
Проблема чести (понятие чести – это умение защищать свои жизненные
ценности, ценности своей семьи, своих близких, чистую совесть, честность,
достоинство, благородство, невозможность лгать, клеветать, подличать).
Проблема подвига (подвиги совершали во все времена; подвиг можно
совершить в любой обстановке и при любых занятиях; победа над собой, над своей
ленью, ограниченностью и пороками – это тоже подвиг).
Проблема сохранения лучших качеств души в драматических
обстоятельствах (что помогает человеку сохранить цельность своей души, остаться
человеком в самых сложных обстоятельствах: верность призванию, любовь к людям,
великие классические произведения).
Проблема сложности человеческой жизни (можно ли прожить жизнь без
ошибок; чем дольше живёт человек, тем больше он совершает ошибок, это
неизбежно).
Проблема воспитания культуры (воспитание культуры удерживает людей от
безнравственных поступков, избавляет от пороков).
Проблема ответственности человека за свои поступки (человек ответствен за
всё происходящее с ним, за все последствия своих поступков).
Проблема завышенной оценки своих возможностей (это может привести
человека к крушению его планов и неблагоприятно повлиять на судьбы других
людей).
Проблема наследственности и воспитания (наследственность определяет лишь
задатки, склонности человека, но только сам человек может развить то, что дано
природой).
Проблема роли детства в жизни человека (детство – "сердцевина"
человеческой жизни, где проявляется суть человека).
Проблема изучения иностранных языков (зачем люди изучают иностранные
языки; что даёт знание большого количества языков).
Проблема способностей человека (почему одни люди в состоянии изучить 2-3
языка (а то и более) иностранных языка, а другим и один оказывается не под силу;
изучение иностранных языков является средством приобщения к ценностям других
народов, познания их культуры).
Проблема места матери в жизни человека (какое место занимает мать;
меняется ли это место в течение жизни человека).
5
Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям (жертвенность
материнского чувства естественна; очень часто мы бываем невнимательны к матерям;
мы должны попросить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти).
Проблема материнства (в чём суть материнства).
Проблема патриотизма (что такое патриотизм).
Проблема утраты патриотического сознания в современном обществе
(почему родители молодых людей не хотят, чтобы их сыновья служили в армии;
почему призывники изыскивают способы "откосить" от воинской службы; в чём
причина утраты патриотического сознания в российском обществе).
Проблема роли книги в истории человечества/ в жизни человека.
Проблема роли чтения в жизни человека (что значит уметь читать; в чём
смысл чтения).
Проблема подвижничества русских писателей (книги о добре и зле
создавались писателями, чья жизнь является примером служения людям).
Проблема отношения к книгам: все ли книги надо читать и перечитывать.
Проблема приобщения людей к чтению (какие книги развивают любовь к
чтению).
Проблема выбора книги для чтения (трудно ли выбрать книгу; как отличить
хорошую, "живую" книгу от "литературного попкорна").
Проблема осознания современными молодыми людьми высокой духовной
ценности книги (книга всегда была и будет источником познания мира, средством
совершенствования внутреннего мира человека).
Проблема человеческого страха (если осудят невиновного, то тем самым
увековечат несправедливость).
Проблема роли страха в жизни человека (страх сопровождает человека с
детства; человек, лишённый страха, был бы страшен).
Проблема природы страха (у страха есть своя иерархия; страху подвержен весь
животный мир; страх и любовь всегда вместе).
Проблема возвышения человека над страхом (человек может обрести
бесстрашие во имя принципов, важных для людей).
6
Проблема случайности и закономерности в жизни человека, его судьбе
(обычный случай может изменить судьбу, но все случайности закономерны).
Проблема воздействия шума на человека (шум, порождаемый человеком,
мешает ему жить, оглушает его).
Проблема культуры народа (культура народа – это сумма этических и
эстетических ценностей; подлинную культуру может создать только творец, тот, кто
создаёт гармонию и красоту, способствует миру в жизни).
Проблема сохранения культуры (кем и почему уничтожается культура;
высокую культуру уничтожают "цивилизованные вандалы" - люди, видящие в
культуре лишь предмет зависти).
Проблема сохранения культурного наследия (общество должно бережно
относиться к памятникам прошлого, заботиться о том, чтобы эти памятники были
сохранены).

Проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского
человека).
Проблема тоски по родине (какое чувство испытывает человек, оказавшись
вдали от родины; что помогает человеку пережить тоску).
Проблема чувства родины (человек всё готов отдать за родину!).
Проблема гуманизма в культуре (должна ли культура быть гуманистической;
негуманистической культуры не должно существовать; подлинную культуру надо
отличать от псевдокультуры).
Проблема мастерства: в чём его секрет (великое творение не обязательно
должно иметь большие размеры; творящему человеку, кроме замысла, ещё и смелость
нужна).
Проблема истинности литературного таланта (одна из главных причин
появления литературного произведения – потребность что-то сказать людям).
Проблема талантливого человека (каждый человек от рождения наделён
каким-либо талантом; талант необходим в любой профессии; талант – дар природы,
его нужно развивать).
Проблема творчества и денег (можно творить ради денег).
Проблема уничтожения человечества (человечеству угрожает три опасности –
ядерная, экологическая и разрушение культуры; разрушение культуры, т.е. нарушение
духовно-поведенческого аппарата, привело к первым двум; мы живём в мире
парадоксов).
Проблема обучения в школе (чему надо учить; в школе учащихся лишают
возможности совершенствовать речь, мыслить).
Проблема образования (нужно ли человеку получать образование, изучать
науки).
Проблема своевременного получения образования (насколько важно получить
образование в молодости).
Проблема духовного совершенствования человека (как образование связано с
духовным развитием человека).
8
Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека
(научная деятельность требует завидного терпения, упорства, смелости; она приносит
человеку удовольствие и радость и помогает выжить в сложных жизненных
обстоятельствах).
Проблема красоты и её воздействия (не хлебом единым жив человек, есть что-
то прекрасное, и оно вечно; красота спасёт мир).
Проблема понимания красоты (как увидеть прекрасное: красоту надо уметь
видеть и слышать).
Проблема духовной "глухоты" и "слепоты" человека (постоянная смена
пейзажа, состояния природы отражается на настроении людей, обогащает их
эмоционально: нужно уметь видеть и слышать).
Проблема человеческой индивидуальности (человек похож на всех остальных

и то же время он индивидуален).
Проблема выбора (всегда есть выбор в жизни: поступить по совести или
вопреки ей).
Проблема человеческого счастья: в чём его секрет (секрет счастья в умении
видеть окружающий нас мир и не забывать о мире внутреннем).
Проблема времени и его быстротечности (нехватка времени).
Проблема использования времени (рациональному использованию времени
могут помочь режим дня и его соблюдение).
Проблема нестабильности нашей современной жизни (как сделать нашу
жизнь стабильной и предсказуемой).
Проблема познания и его роли в существовании человечества (стремление к
познанию заложено в человеке, и оно сильнее любых страхов; познание доставляет
человеку удовлетворение; познание происходит через творчество).
Проблема массовой культуры (из человека можно сделать и человека, и зверя;
массовая культура имеет право на сосуществование с классикой).
Проблема назначения искусства (какое произведение можно считать
произведением искусства).
Проблема роли искусства в жизни человека (произведен(произведение искусства
заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию).
9
Проблема влияния телевидения на познавательную и творческую
активность человека (всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует
потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую
активность человека).
Проблема интереса людей к различным передачам (наибольший интерес -
развлекательные программы).
Проблема драматической судьбы неординарной личности (умная, искренняя
личность в эпоху застоя обречена на непонимание, забвение).
Проблема взросления (не в росте дело, а в ответственности за свои поступки).
Проблема взаимоотношений человека и природы (должен ли человек
сохранить природу, беречь её)
Проблема взаимоотношений близких людей (отношения между родными)
Проблема благодарности (умение благодарить людей)
Проблема доверительного отношения к человеку (стоит ли слушать чужое
мнение, надо самому научиться доверять людям, оценивая их поступки)

План сочинения Упростить написание сочинения позволяет универсальный план написания сочинения, на который можно опираться, прорабатывая практически любую из возможных тем ЕГЭ 2020 по русскому языку. Чаще всего проблемы у выпускников возникают при выборе примеров, а также написании к ним комментариев и пояснений. Учителя акцентируют внимание на таких моментах: Примеров должно быть два. Они должны быть связаны между собой. К каждому примеру необходимо добавить пояснение.... Подробнее: https://2020-god.com/plan-sochineniya-po-russkomu-yazyku-ege-v-2020-goda/

 В комментарии нельзя писать номера предложений

Можно, более того, НУЖНО, чтобы проверяющий увидел чёткие отсылки к тексту. Можно оформлять примеры

  • Цитатами предложений: Автор говорит: «…».
  • Косвенной речью: Автор говорит, что…
  • Номерами предложений: Автор говорит о том-то (предложение 31).
  • Как на самом деле надо писать комментарии ЕГЭ-2020

    За комментарий ставят 5 баллов. Основные его компоненты:

    • Пример из текста, важный для понимания проблемы (конкретное предложение, цитата)
    • Анализ примера – что автор хотел нам этим сказать, на какие мысли наталкивает, к чему призывает
    • Второй пример из текста
    • Анализ второго примера
    • Смысловая связь между примерами (они противопоставлены? Первый дополняет второй? Второй – вывод из первого? и т.д.)

    Если все эти 5 пунктов присутствуют в работе, ученик получает 5 баллов.

    Комментарий должен быть объёмным и подробным. Допустим небольшой пересказ (особенно если пишете сочинение по художественному тексту!), но не увлекайтесь. Каждый пример должен быть раскрыт и проанализирован.

    Используйте клише

    • Автор заставляет нас задуматься…
    • Автор сравнивает/сопоставляет/анализирует…
    • В тексте противопоставлены…
    • Автор приводит пример/делает акцент на…