Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9

Адрес456011, Российская Федерация, Челябинская область, город Аша, Фрунзе, 34

Контакты администрации +7(351)592-04-12 9mou@mail.ru

Русский язык

Уважаемые ученики и родители!

         Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий по : Вторник, четверг. пятница суббота. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения. Прошу присылать ответы на домашние на мой адрес электронной почты  kirikovaelen@gmail.com Чтобы решение не потерялось, указывайте в теме письма предмет, класс и Фамилию ученика.

 

107.04 Тема; Лексика и фразеология стр.61 параграф 42

Теория Повторяем по таблице.

Затем по учебнику упр233 (профессиональные слова)

упр234 (устно) заменить устаревшие слова современными ;сии,коими,кои

д.з.(письменно) упр235   

 

09.04 МОРФЕМИКА

 ТЕОРИЯ  СМ ТАБЛИЦУ

ДАЛЕЕ УПР.237 ВЫПОЛНИТЬ  МОР ВСЕФЕМНЫЙ РАЗБОР (ПО СОСТАВУ), УПР.241 СПИШИТК, РАЗДЕЛИТЕ НА 2 АБЗАЦА, РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, РАЗБЕРИТЕ ПО СОСТАВУ ВСЕ СЛОВА В УПР. С КОРНЕМ РОД

 

10.04 Тема: Словообразование.
 
Словообразовательный разбор (анализ) — это определение способа образования слова, т.е. выяснение, от чего и с помощью чего происходит образование конкретного слова
genon.ruGetAnswer.aspx

Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Способы словообразования:

Приставочныйделать – переделать

Суффиксальный: синий – синенький

Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник

Усечение: заместитель – зам

Сложение: лес+степь – лесостепь

Сращениевечнозеленый

Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк

Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая

Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация) 

Задание: упр.242 (выполнить разборы данных слов)

упр.245

13.04   ТЕМА: МОРФОЛОГИЯ ПАРАГРАФ 45.

ОЗНАКОМЬТЕСЬ  С ТЕОРИЕЙ ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ ТАБЛИЦАМ И СХЕМАМ, А ТАКЖЕ НА САЙТЕ

https://infourok.ru/tablicishemi-po-russkomu-yaziku-v-klasse-

747525.htmlhttps://infourok.ru

 ДАЛЕЕ  ВЫПОЛНЯЕМ УПР.247. ВЫПИШИТЕ ОТДЕЛЬНО ПРИЧАСТИЯ, ОТДЕЛЬНО  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ , ВЫПОЛНИТЕ РАЗБОРЫ.

ЗАТЕМ УПР.248: ОЗАГЛАВЬТЕ ТЕКСТ, СПИШИТЕ, РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ПОДЧЕРКНИТЕ НАРЕЧИЯ

16.04 Тема: Синтаксис. Параграф 46 - теория.

 

Используя данные таблицы как памятки,выполните упр 252 и 253:

17.04. Тема: Пунктуация в простых и сложных предложениях.

Используя теорию в таблицах, выполните упр.254 :определите стиль,тип текста,расставьте знаки препинания, в сложных подчеркните основы предложений.

21.04. Знаки препинания в ССП,  СПП, БСП,

Повторяем теорию видах сложных предложений,выполняем по учебнику упр. 258,расставляем знаки препинания, подчеркиваем основу предложения в одном ССП, в одном СПП и в одном БСП.

СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ https://rus-oge.sdamgia.ru/
Образовательный портал для подготовки к экзаменам (готовимся к экзаменам на этом портале)

Затем!Готовимся к ОГЭ (ГИА .Выполните тест №2

задание 2 № 

Синтаксический анализ.

 1. Прочитайте текст.

(1) Всего не перечислишь, что дает — «дарит» Волга людям. (2)Но разве мы любим ее только за то, что можем многое от нее взять? (3)Ничем не измерить той красоты, которую она щедро разливает вокруг себя и всем без разбору. (4)Вот «побежал» катерок, поплыл трехпалубный теплоход, многочисленные баржи снуют туда-сюда... (5)Я могу бесконечно любоваться родной рекой.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Не перечислишь (предложение 1)

2) Можем взять (предложение 2)

3) Ничем не измерить (предложение 3)

4) Катерок побежал, поплыл (предложение 4)

5) Могу любоваться (предложение 5)

Ответ:

 2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Милосердие определяется характером человека и его воспитанием. (2) Вот почему важно с младенчества вкладывать в сознание ребенка понимание милосердия и сострадания. (3) Как известно, дети копируют поведение взрослых. (4)Та модель поведения, которую они встречают каждый день, обычно и становится основой их собственных отношений с людьми. (5)Поэтому научить ребенка любить без примера сострадательного отношения к другим невозможно.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Милосердие определяется характером (предложение 1)

2) Вкладывать понимание (предложение 2)

3) Дети копируют (предложение 3)

4) Модель становится основой (предложение 4)

5) Научить любить (предложение 5)

Ответ:
Задание 2 № 12952

Синтаксический анализ.

 3. Прочитайте текст.

(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Закат пылает, золотит (предложение 1)

2) Луч солнца касается (предложение 2)

3) Мыши заглядывают (предложение 3)

4) Тлеет, кричит (предложение 4)

5) Озеро (предложение 5)

 
 
Ответ:
 
23.04 Тема: Синтаксис и пунктуация. Строение словосочетаний. (ОГЭ задание №4)
 Теория и практика.

Теория ОГЭ для синтаксического анализа словосочетания


Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью. В словосочетании есть главное слово и зависимое слово.
Главное слово – это то, от которого задается вопрос.
Зависимое слово – это то, к которому задается вопрос.
  • Алгоритм выполнения

    1. В задании необходимо заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другой связью.
    2. Вид связи в словосочетании определяется а) по зависимому слову и  б) по вопросу.)
    3. Определите главное слово в словосочетании. От него задается вопрос к зависимому. Главное слово оставляем неизменным. А зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
    4. Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление, то найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог. (деревянный стол – стол из дерева)
    5. Если нужно преобразовать словосочетание из управление в согласование, то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным  прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово. (волнение без причины – беспричинное волнение)
    6. Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание, тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие. (сказать с вызовом – вызывающе сказать)
    7. Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление, то зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово. (грустно посмотрел – посмотрел с грустью

Не являются словосочетаниями:
  • грамматическая основа, 
  • однородные члены предложения, 
  • фразеологизмы, 
  • составная сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий, 
  • повелительной наклонение глагола, 
  • сложная форма будущего времени,
  • существительные с предлогами.
  •  


Виды связи в словосочетании

  • Согласование – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово согласуется с зависимым в роде, числе и падеже. Изменение формы главного слова ведет к изменению формы зависимого. При согласовании зависимое слово может быть выражено: прилагательным, причастием, местоимением (указательным, определительным, притяжательным, кроме ЕГО, ЕЕ, ИХ), числительным (порядковым и количественным числительным в косвенном падеже и числительным ОДИН)

  • Управление – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово управляет зависимым при помощи косвенного падежа с предлогом и без. Другими словами, управление бывает предложным и беспредложным. Зависимое слово может быть выражено существительным, местоимением или их эквивалентами.

  • Примыкание – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором к главному слову примыкает зависимое неизменяемое слово (слово, которое не имеет форм словоизменения). В качестве зависимого слова в примыкании выступает: наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная степень прилагательных и наречий, местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ, неизменяемые прилагательные, несогласованные приложения, выраженные существительными.
    1. Задание
    2. Пользуясь алгоритмом и данными из теории,выполни следующие примеры из задания №4 ОГЭ

       

       

      1.Замените словосочетание «грустно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ

    3.  2. Замените словосочетание «крикнул нетерпеливо», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ

       
      3.Замените словосочетание «кожаная куртка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ

       



       4.Замените словосочетание «страница книги», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ

       

      5.Замените словосочетание «мозговая активность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ




      6.Замените словосочетание «кружевной шарф», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ



       

      7.Замените словосочетание «заводская стена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ

      8.Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ


      9.Замените словосочетание «радостно сообщил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ


       10.Замените словосочетание «солнечные лучи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ




      11. Замените словосочетание «физический кабинет», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ




      12. Замените словосочетание «культурные ценности», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ




      13.Замените словосочетание «насмешливо сказала», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ



       14.Замените словосочетание «картофельных полей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ


      15.Замените словосочетание «увлечённо читал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ

      16. Замените словосочетание «человеческая жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ


      17. Замените словосочетание «домашнее задание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ


      18. Замените словосочетание «рыбная ловля», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ


      19.Замените словосочетание «отнестись юмористически», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ



      20. Замените словосочетание «скала в море», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. 

       Ответ

        1. 24.04. Знаки препинания в  сложных и простых предложениях ( с обособленными членами).
        2. Выполните упр.264.; расставьте знаки препинания,выполните разборы под №1 (фонетический),под №2 (морфемный - по составу), под№4 (синтаксический).
       

          1. 28.04. Слитное и раздельное не ни с различными частями речи . Параграф 47. 

            Повторяем теорию( Схемы и таблицы). Алгоритм рассуждения
        Задание: 1. Выполните упр.262: раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания,выполните разбор слова под цифрой 2 (по составу) , выполните следующий тест

         2.Тест по теме «Правописание не с разными частями речи» 

         

         1.    В каком варианте НЕ пишется раздельно?

         1)    (не)прерывное (не)домогание

        2)    мне это вовсе (не)интересно

        3)   (не)вежда

        4)   это было (не)избежно

         2.   В каком варианте НЕ пишется раздельно?

        1)  совершить (не)лепый поступок

        2)  бормотать что-то (не)внятное

        3)  ничем (не)оправданный риск

        4)  юноша крайне (не)вежлив

         3.     В каком варианте НЕ пишется раздельно?

        1)  в пачке (не)достает трех тетрадей

        2)  (не)взлюбить с первого взгляда

        3)  (не)зная причины

        4)  обошлось (не)дешево

         4.   В каком варианте НЕ пишется раздельно?

        1)  работа (не)зачтена

        2)  вести себя (не)принужденно

        3)  (не)приступная крепость

        4)  с утра (не)здоровится

          5.    Какое из объяснений является ошибочным?

        1) (не)хочется в это верить — не с глаголами пишется раздельно

        2) переспросить, (не)доумевая — не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

        3) отозваться очень (не)лестно — не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

        4) (не)погашенный костер — не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

          6.  В каком примере НЕ пишется слитно?

        1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

        2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

        3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

        4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

        30.04.Различные функции знаков препинания.Знаки завершения.
      1. Ознакомьтесь с таблицей, повторяя теорию по теме. 
      2. Задание:выполните упр.269.определите стиль.спишите,расставляя сначала знаки  завершения, а затем и недостающие запятые.Ответьте не заданный вопрос одним предложением.
  • 07.05.ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ.
  • ПОВТОРИТЕ ТЕОРИЮ: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
  • ЗАДАНИЕ:ВЫПОЛНИТЕ УПР.267 ( СПИШИТЕ, РАСКРОЙТЕ СКОБКИ, РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ,ВЫПОЛНИТЕ РАЗБОРЫ)
  • 08.05. Синтаксис и пунктуация.Тире между подлежащим и сказуемым.
  • Повторите теорию по данной ниже таблице.
  • Задание: Выполните упр.273 (Расставьте знаки препинания: запятые и тире между подлежащим и сказуемым),упр.274 (определите тип текста,раскройте знаки препинания,составьте схему 2 - го предложения)

11.05.Знаки препинания в сложных предложениях.Точка с запятой.

Повторяем теорию.Когда ставится ; в БСП и многочленных предложениях.

Задание: упр.272 (спишите,раскройте скобки,вставьте пропущенные буквы и знаки препинания,сделайте  синтаксический разбор первого и последнего предложений. 

14.05. Знаки препинания при однородных членах

Повторите теорию по этому вопросу.просмотрите таблицу.

Выполните упр.278 (спишите,расставьте знаки препинания, не забудьте про прямую речь,сделайте полный синтаксический разбор предложения под цифрой 4)

 

15.05 Повторение. Знаки препинания при прямой речи.

Повторяем теорию о знаках препинания при прямой речи и в сложных предложениях.

Задание: выполните упр.279  (спишите,расставьте знаки препинания)

 

18.05 Обобщение знаний. Контрольный тест.

 

                 ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

.1 Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «туча»?

Туча солдат осадила училище, ну, форменная туча..

 А) «большое, темное густое облако»;

Б) «грозящая беда, неприятность»;

В) «множество, густая движущаяся масса».

 

2. Укажите слово, в котором буква «Я» обозначает два звука.

А  вяленый;

Б) полянка;

В) заячий.

3.Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

А)  разменять;

Б) помирить;

В) замирать.. 

4.  В каком слове правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

А) вспоминают;

Б) сдался;
в) просвет.

5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется две буквы Н»?

А) изуродованных;

Б) одиннадцатого;

В) неожиданно.

6. Укажите словосочетание со связью «согласование».

А) солидно кашлянул;

Б) тонкий звон;

В) голос за стеной.

7. Укажите грамматическую основу предложения:

Кремовые шторы наглухо закрыли застекленную веранду.

 А) закрыли веранду;

Б) шторы закрыли;

В)  кремовые шторы закрыли.

8. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Елена торопливо ушла вслед за ним в спальню, где на стене над кроватью сидел сокол на белой рукавице, где мягко горела зеленая лампа на письменном столе и стояли пастушки на фронтоне часов.

 А) 4;

Б) 2;

В) 3.

9. Укажите верную характеристику предложения.

Она пробормотала, сощурила сухие глаза и задумалась

 А) сложное  бессоюзное предложение;

Б) сложное предложение с разными видами связи;

В) простое  предложение с однородными членами.

10. Укажите сложносочиненное предложение.

А) Она заснула, и мысли ее потухли, но Турбин еще долго мучился у себя в маленькой комнате.

Б) Город жил странною, неестественной жизнью, которая уже не повторится в двадцатом столетии.

В) Турбин выслушал мрачно, мрачно дернул щекой и ушел.

21.05. Выборочное изложение.

Задание: упр.259 Прочитайте текст упр., в 5- 8 предложениях передайте основное содержание текста на тему "За что мы любим киноискусство"

22.05.Повторение.Орфография. Информация для тех ,кто собрался в 10 класс: Средний балл аттестата должен быть не менее 4.0, приготовьте портфолио (т.е.различные грамоты.сертификаты за участие в различных мероприятиях),передайте всем одноклассникам

Задание:выполните тест

 тест по орфографии

1. Укажите ряд, во всех словах которого пропущен чередующийся гласный в корне

а)  выб..рает,  раст..рать,  ум..рать,  предл..гаю

б)  предл..жение,  пром..кательная (бумага),  покл..ниться,  л..хматый

в)  р..стительный,  прил..гательное,  з..ря,  ..ккуратный

г)  отр..зает,  выд..ру,  отб..рёшь,   неч..т

2.Укажите ряд, во всех словах которого следует писать букву а:

а)  бл..городный,  кр..тковременный,  р..диться,  ск..зитель

б)  пр..витель,  прик..лоть,  зак..лять,  м..ловато

в)  опл..тить,  упр..влять,  впеч..тление,  прод..лговатый

г)  кр..сноватый,  расст..влять,  к..знить,  сл..дковатый

3. В каком ряду во всех словах следует писать а?

а)  издавн..,  досух..,  снов..,  занов..

б)  бабищ..,  заводил.., книжищ..,  солнышк..

в)  плутишк..,  сынишк..,  зайчишк..,  горюшк..

г)  искос..,  сызнов..,  изредк..,  досыт..

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а)  сам..здат, пед..нститут,  дез..нформировать,  с..гранный

б)  с..змала,  от..гранный,  роз..ск,  без..скусный

в)  меж..нтернатский,  супер..гра,  сверх..дея,  вз..грать

г)  недо..мки,  за..грался,  из..ски,  без..нициативный

5. В каком ряду во всех  словах следует писать е?

а)  бре..тся,  мож..т,  хоч..тся,  тороп..тся

б)  ноч..вать,  бич..вать,  посп..вать,  откруч..вать

в)  вид..ть, обид..ть, завис..ть, настро..ть

г)  замш..вый, щавел..вый,  плеч..вой,  фасол..вый

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а)  м..литва, к...ситься,  прод..лжение,  уд..лить

б)  согл..совать,  схв..тить,  расп..хать,  уг..щение

в)  зам..рать,  выстр..лить,  отр..зать,  прис..дать

г)  м..новать,  в..днеется,  т..шина,  пол..вать

7. В какой строке все прилагательные пишутся с нн?

а)  нечая…ый,  искус…ый,  бедстве…ый,  восторже…ый

б)  лицензио…ый,  грациоз…ый,  амбициоз…ый,  соломе…ый

в)  дискуссио…ый,  горта…ый,  искусстве…ый,  революцио…ый

г)  лу…ый,  карто…ый,  рья…ый,   волшеб…ый

8. В каком ряду во всех словах нужно писать  ь?

а)  реч..,  печ..,  смотриш..,  плащ..

б)  ноч..,  смеёт..сяч,  знаеш..,  хорош..

в)  доч..,  смеят..ся,  намаж..те,  вскач…

г)  брош..,  отреж..,  береч..,  замуж..

9. В каком ряду все слова следует писать с заглавной буквы?

а)  (С,с)анкт-(П,п)етербург, возвратился на (З,з)емлю,  (Г,г)ерой  (Р,р)оссии, 8 (М,м)арта

б)  (Е,е)вропарламент,  эпоха (В,в)озрождения,  (М,м)инистр, (П,п)ётр  (П,п)ервый

в)  (Д,д)епутат,  (Г,г)енерал,  (ВУЗ, вуз)  ,  (Д,д)октор (Н,н)аук

г)  взошло  (С,с)олнце,  (М,м)осковская  область,  (М,м)сленица,  (А,а)поллон

10. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

а)  по?дружески,  кто?то,  едва?едва,  в?виду  случившегося

б)  кое?где,   мало?помалу,  сделать по?новому,  вице?адмирал

в)  пол?апельсина,  пол?лимона,  русско?немецкий,  дально?зоркий

г)  премьер?министр, горе?руководитель,  историко?филологический,  по?средине